Свежие обсуждения
Консультации

Гитара радиолюбителя :)

1 2 11

В каком спектре шумы?
Скорее всего в ВЧ, хотя могут быть и модулированные 50 или 100 Гц.
1) ОУ К157УД3 отличается повышенной нагрузочной способностью, но плохим соотношением сигнал/шум и плохой фильтрацией помех по питанию.
Попробуйте подобрать что-нибудь получше с однополярным питанием, например 548УН1А (только обвязку придется переделать).
2) На DA1.2 регулятор тембра включен по схеме ПОС что только увеличивает шумы. Возможна генерация на ВЧ.
3) Подход к построению приставки должен быть такой-же как к построению малошумящих усилителей: экран, земля в одной точке, проводники минимально возможной длины (в том числе к подстроечникам), фильтрация питания керамикой возле каждой микросхемы, сигнал на вход по двухпроводному экранированному кабелю (сигнал, земля, экран-оплетка). Оплетка должна быть подключена к экрану только с одной стороны -- со стороны приставки.

Потыкайте осциллографом вдоль сигнала, найти источник большего уровня шума просто, останется его отфильтровать.

 

2 Zandy
По сведениям из интернета сопротивление гитарного звукоснимателя примерно 10 КОм. Сейчас не доме - приеду померю конкретно мои.

2 iLnur
пункт 2) как можно сделать по-другому?
пункт 3) если применять стандартные разъемы (jack) то так не получатся.

Про двуполярное питание - ??? Стоит или нет? Уйдет много лишнего вроде.

 

http://www.guitar.ru/articles/guitar_amps_tubes_vs_transistor/ все схемы с высоким входным сопротивлением.

 

Dron_Gus: пункт 2) как можно сделать по-другому?
Вообще -- пассивные регуляторы тембра, например, как по Вашей ссылке, но не спешите делать поспешных выводов, сначала определите каскад вносящий максимум шумов и пробуйте это предотвратить.
1. Поставьте ФНЧ с частотой среза выше диапазона ЗЧ перед VT2 (например 470 Ом..1 кОм в цепь сигнала на базу и 470 пФ на землю) -- это предотвратит возможные ВЧ наводки по входу.
2. Добавьте 100 пФ в ООС DA1.1 (с выхода на инверт. вход) - это устранит вероятность самовозбуждения этого каскада, а так как он практически первый усиливающий, то его влияние на шумы максимальное.
Смотрите аналоги в схемах по Вашей ссылке.

пункт 3) если применять стандартные разъемы (jack) то так не получатся.
Почему не получится? Основное правило: все сигналы должны быть в экране (и еще свиты). У Вас 3 сигнала (с учетом коммутации питания которая дальше штеккера не пойдет остается 2), поместите их в экран, а экран цепляете к разъему только с одной стороны - со стороны приставки.

Про двуполярное питание - ??? Стоит или нет? Уйдет много лишнего вроде.
Пока еще не стОит, уйдет много лишнего времени, а результат может не оправдать ожидания.

 

Поковырялся тут. Вообщем. Уровни шума после ОУ:
после 1го почти 0 mV. При минимальном значении сопротивления "Драйв 1" - 5 mV
после 2го - то же. Правда при положении R16 меньше 1/3 заводится.
после 3го - от 5 до 100 mV. 100 при максимальном драйве.
последний никаких изменений не вносит.

Что делать с 3им? Менять? Кстати, диоды поставил не Д220С, а Д223Б, но это наверно никакой роли не играет.

Пока еще не стОит, уйдет много лишнего времени, а результат может не оправдать ожидания.
Примочка уже оправдала все ожидания. Все равно я ее буду оформлять нормально.

 

Если нет самовозбуждения, то шумы определяются первыми каскадами усилителя. Если на входе стоит усилитель с коэффициентом передачи по мощности порядка 10, то шумы последующих каскадов вас волновать не должны. Конечно при условии согласования сопротивлений входа - выхода. Например у вас стоит эмиттерный повторитель прилично усиливающий по мощности, но наружен он на высокое входное сопротивление операционника. Смысл теряется. Потом все-таки при вашем сопротивлении определяющеми будут шумы по напряжению, а не по току.
Итак, по входу попробуйте поставить предварительный усилитель с коэффициентом усиления по напряжению порядка 10. В последующих каскадах усиление надо убавить, сохранив общее тем же.

На чем его сделать? Конечно проще всего поставить малошумящий операционник. При подборе операционника ориентируйтесь на спектральную плотность шумов по напряжению, а не по току. (Практически на все импортные операционники эти параметры в даташитах приводятся.) Т. е. в вашем случае опер на полевеках скорее всего не покатит. Попробуйте два типа включения: неинвертирующий и инвертирующий. Причем в инвертирующем включении резистор последовательно со входом не ставьте. Его роль будет играть внутреннее сопротивление источника сигнала. Подбирая резистор обратной связи установите коэффициент усиления такой же, что и у неинвертирующего включения. Сравните оба варианта по шумам. Если окажется, что шумы в инвертирующем включении меньше, то можно переходить к следующему этапу. Операционник, в силу применения дифкаскада дает шумы в корень из двух раз больше, чем одиночный тр-р при прочих равных. Т. е. я клоню к тому, что меньшие шумы можно получить на транзисторном усилителе. Оптимально было бы заменить эмитерный повторитель на каскад с усилением по напряжению. Лучше сделать на двух транзисторах с обратной связью по напряжению. Обратную связь завести на базу первого тр-ра в ту же точку, куда подаете сигнал. Т.е. также, как в предыдущем варианте на операционнике. Лучше, чтобы на этом резисторе не было постоянной составляющей, т. к. шумы резистора пропорциональны приложенному напряжению. Т. е. обратная связь должна быть по переменке.

Ну а уж как бороться с наводками? Стадартными известными способами. Применять дифференц. вход, я думаю, не стоит. Можно было бы посоветовать поставить вышеописанный предусилитель прямо в гитару, но, скорей всего это невозможно по конструктивным соображениям. Так?

 

2 Zandy
Поставить в гитару вполне реально. Думаю, мои руки уже достаточно выпрямились, чтобы ничего не угробить. Вот интерестную статью нашел:
http://www.guitar.ru/articles/pickup/active/
Если поставить операционник AD8139 то можно диф. линию сделать. Обратный преобразователь можно в разьеме собрать.

 

Ну да, в статье все правильно написано. Делайте так, если конструктив позволяет.

Эта тема навеяла мне давнюю историю. Когда-то давно делал приятелю (сам я не игрок) радиоканал для гитары (все-таки радиоканалы - моя давнишняя и главная любовь). Хотели запустить его в серию. Получили даже "добро" от министерства культуры. Были приглашены профессиональные гитаристы для испытания и прослушивания устройства. Как ни странно, профессионалам понравилось, они забрали макет с собой. Конечно с серией ничего не вышло, но образцов 10 я сделал (на коленке). Забрали сходу.

Так к чему это я. Дело в том, что гитарные примочки (педальки) нужно было ставить по выходу приемника. Гитарист побегает - побегает по сцене, подбежит к педальке, наступит - и дальше бегать. Не присобачишь же ее - педальку к гитаре, и в карман не положишь.

А примочки - они же в большинстве своем построены по типу ограничителя, ну, чтобы звук затягивать (прошу прощения, в примочках я не спец, как-то не особо интересовался, хотя конечно знаю, что есть и фленджеры и ревербераторы и унисоны и пр., но это уже другая песня). Если ограничитель, значит бешеное усиление. Если бешеное усиление - значит проблема сигнал / шум. А радиоканал, как известно, имеет не ахти какой динамический диапазон по НЧ (да и по ВЧ тоже, но в данном случае это к делу не относится) - всего децибелов 60 - 80 (в лучшем случае) при широкополосной ЧМ. А этого было мало. Вот и получалось: без примочек все нормально, с примочками - шумы-с.

Начал колдовать с компандированием. Перепробовал кучу компандеров, но они, собаки по огибающей работают, т. е. инерционны, а в добавок ко всему искажают атаку и затухание звука. Решил сделать безынерционный по типу логарифматор - антилогарифматор. И, знаете, получилось! По крайней мере специалисты при прослушивании разницы не обнаружили - с радиоканалом, или напрямую. Изюмина была в этом самом компандере. А удивляло то, что, хотя полоса пропускания приемника была недостаточна, чтобы пропустить весь частотный спектр искаженного логарифмом сигнала, восстановленный сигнал звучал вполне прилично даже в неискаженном примочками виде (т. е. чистый сигнал). Так что - вот так. Было обидно, что эта штука так и заглохла и в серию не пошла.

 

да жаль конечно что в серию не ушла приставочка.
а можно схемку компандера, если не noy-xay конечно.

 

Dron_Gus, давайте сначала разберемся что у Вас получилось на данный момент.

Dron_Gus: Поковырялся тут. Вообщем. Уровни шума после ОУ:
после 1го почти 0 mV. При минимальном значении сопротивления "Драйв 1" - 5 mV

Вы уверены? Может при максимальном? При минимальном значении сопротивления "Драйв 1" коэффициэнт усиления минимален.
Значит наступают условия самовозбуждения ОУ.
Смело ставьте 100пФ цепь ООС (инверт.вход -- выход).

после 2го - то же. Правда при положении R16 меньше 1/3 заводится.
Это проблема ПОС, отложите ее решение "на потом".

после 3го - от 5 до 100 mV. 100 при максимальном драйве.
последний никаких изменений не вносит.

Здесь цепь Т-образного фильтра C19C20R34R35 является по совместительству фазовращателем, т.е. на определенных частотах переворачивает фазу и ООС превращается в ПОС, вот вам и генерация. С этим надо бороться.
Установка емкости 100пФ в цепь ООС может и не помочь, но Вы обязательно попробуйте.