Свежие обсуждения
Радиоприем

Спиральные резонаторы

1 7 10

Zandy: разве что в качестве межкаскадного, там где его приличные потери не будут влиять на коэффициент шума приемника. Так aen об этом и писал - фильтр стоял между каскадами усилителя на полевиках. Там, где важен коэффициент передачи мощности, такой фильтр конечно-же не применим. Но, как известно, добротность любого резонатора возрастает при уменьшении отбора энергии. Так что, если прибор имеет потенциальный вход, как, например, полевой транзистор на не очень высоких частотах, важен коэффициент передачи напряжения, а он может быть даже больше 1. Другое дело многозвенные фильтры, линии задержки и прочие подобные лестничные цепи, являющиеся в некотором роде цепями с распределёнными параметрами. Они всегда рассчитываются под определённое сопротивление, и должны быть нагружены на него.

 

Проверил свой фильтр. Минимальное затухание составило 4 дБ. По моему это много... Или нет ? Вот АЧХ фильтра :

 

Гагарин: Вот АЧХ фильтра
Где ?

 

АЧХ фильтра :

 

Хотелось бы вершину поподробнее рассмотреть.
По моему связь между резонаторами слишком слабая.
Сделайте полосу свипирования 5 МГц. Да и RBW уменьшить не помешало бы.
А каким прибором АЧХ снимаете ? Красивая картинка

 

Вот новая картинка. После закручивания всех крышек.Прибор Роде-Шварц.

 

Гагарин: Минимальное затухание составило 4 дБ. По моему это много... Или нет ?
Так это вам лучше знать, много это или нет. Т. е., устраивает это вас или нет. Фильтр, это же не "вещь в себе", не самодостаточное ус-во, а часть чего-то большего. Поэтому при настройке любого фильтра надо задаваться какими-то исходными требуемыми параметрами. Для простых фильтров их всего 3: потери, полоса пропускания, затухание при расстройке. Все 3 взаимосвязаны. При настройке надо искать компромисс. Что лучше, быть бедным и здоровым, или богатым и больным? Наверное все-таки лучше быть в меру здоровым и в меру богатым. Этого и следует добиваться при настройке. Обычно делается так. Задаемся допустимыми потерями и полосой пропускания по уровню 3дБ, а получившееся затухание контролируем. Чтобы уменьшить потери, надо увеличить связь контуров с портами. Если связь автотрансформаторная, отвод надо перемещать ближе к горячим концам катушки. Одновременно необходимо регулировать связь между контурами, контролируя, чтобы полоса оставалась требуемой. Контролируем затухание при расстройке. Если удовлетворяет, ОК, оставляем, как есть. Если нет, задаемся бОльшей допустимой величиной потерь, перестраиваем фильтр. Затухание при расстройке должно улучшиться. Если затухание теперь устраивает, "чешем репу". Либо "плюем" на потери, либо увеличиваем конструктивную добротность катушек, делая другую конструкцию фильтра.

 

Я бы сказал - как для двухзвенного вполне приличный фильтр.
От спаянного из фольгированного текстолита ожидать чего то большего не стоит.
А связь между резонаторами можно чуть-чуть уменьшить.
Хотя, конечно Zandy прав, исходить надо из тех-задания.

 

Рекомендации:
1. Волновое сопротивление входа/выхода - 50 Ом. 75 Ом - это телевизионный стандарт.
2. Стенки корпуса резонатора ни в коем случае не лудить. Лучше всего покрывать серебром либо просто отшлифовать до блеска.
3. Сами катушки тоже не лудить, а серебрить или шлифовать.
4. Корпус резонатора делать из прочного, хорошо проводящего материала, например латунь от 2 мм и более либо использовать литой корпус.
5. Связь между катушками удобнее всего осуществлять через отверстие в стенке.
6. Качество резонатора прямо пропорционально его габаритам и весу
7. Внутри резонаторов должно быть как можно меньше выступов и прочих деталей (типа пятачков и винтиков).

P.S. Хотя можно и с печатными катушками на текстолите получить нормальную полосу

 

Delanet: Вы абсолютно правы- стеклотекстолит я полировал, после припаивания еще 2-х гаек в углах ре-ра добротность упала, потери выросли на 1,7 дБ.