Свежие обсуждения
Ремонт

RRR У-101

1 2 3
Все нижеописанное читать только после замены всех (!!!) электролитов на импортные (!!!) и после скурпулезного визуального осмотра печ. платы.

А питание какое? Однополярное или двухполярное? Если двухполярное, то какой предохранитель сгорает, в (+) или в (-)? Или оба? Если один, то это уже говорит о неисправности одного из плеч двухтактного каскада. Такая ситуация может быть опасна сама по себе, т. к. может повлечь за собой более страшные последствия, например выгорание ваших дорогостоящих динамиков (если нет защиты). Кстати, если защита есть, срабатывает ли она? Проверьте напряжение "0" на выходе при отсутствии входного сигнала, (надеюсь обычный тестер у вас есть) или Uп/2, если питание однополярное. Перекосов быть не должно.

Еще способ "в лоб". Т. к. один канал у вас нормальный, возьмите тестер и тупо (методично) промерьте все постоянные напряжения на всех ножках всех транзисторов обоих каналов (при отсутствии входного сигнала). Должны совпадать. Если нет - ищите неисправный транзистор (не обязательно оконечник). Проверяйте транзисторы после выпаивания из платы обычной прозвонкой P-N переходов. Прозванивайте также переход коллектор - эмиттер в рабочей полярности, так как может быть ситуация, когда один из переходов сгорел (разрыв), а коллектор с эмиттером спеклись (закоротка). Кстати, т. к. УМЗЧ строятся по типу УПТ, при выгорании одного транзистора может быть "цепная реакция" и выгорает, как минимум еще один. Поэтому, если найдете неисправный транзистор и замените его, не торопитесь включать питание! Убедитесь, что все транзисторы исправны и только после этого включайте усилитель. Может быть такая ситуация, что замененный на исправный транзистор будет сразу выгорать по причине неисправности другого транзистора (или какого - либо другого деффекта). Если окажется, что после такой проверки все (!!!) транзисторы исправны или вы их заменили на исправные, а напряжения в разных каналах не совпадают, ищите деффекты на печатной плате, в том числе плохие пайки (бывает часто) или ставьте под сомнение пассивные элементы (бывает реже). Часто проявляют свою ненадежность подстроечные резисторы (движок теряет контакт с подковкой).

Внимание: все вышеописанные процедуры проводите с отключенной нагрузкой (пожалейте свои динамики) и без входного сигнала. Если без динамиков не обойтись, на время ремонта подключайте какие-нибудь, которые не жалко (всегда в барахле найдутся головки снятые со старых телевизоров и т. п.)

Если по постоянному напряжению у вас все хорошо (хотя я думаю, что с вероятностью 90% деффект вы найдете именно там), внимательно просмотрите цепи коррекции, особое внимание обратите на RC - цепочку, включенную параллельно нагрузке (обычно такую ставят). Если есть возбуждение на сверхзвуковых частотах, которое приводит аж к перегоранию предохранителя, резистор этой цепочки может греться (визуально - почернение, а может и перегорание).

А ферритовые колечки вам вряд ли помогут. Этот прием из "другой оперы" (ВЧ и СВЧ - схемы).
И вообще, не пытайтесь "дорабатывать" усилитель смехотехнически, пока вы не устранили неисправность. Иначе запутаетесь окончательно. Исходите из предпосылки, что ваш усилитель когда-то прекрасно работал "как есть" в первозданном варианте.

 
Мне показалось, что ток покоя в 350 ма слишком крут для бытового ширпотребного усилителя.
Видимо, у меня что-то с ушами, но я не замечал разницы в звуке при токе 5-20 ма.
Буду лечить уши.
 
2 ЮХа: Лечите, лечите. А акустика у вас хорошая? Без нее в самом деле не слышно.

2 Zandy: Спасибо за ликбез. Но я это все знаю. Читайте мой первый пост, там я отметил, что на плюсе сгорает кондом. В Радиотехнике питание двуполярное. Защита есть, а отсутствие плюса не нарушает баланса на выходе.

Про изменения, не влияющие на характеристики. У меня вместо КТ626 - КТ814.
Стояли...

 
Вобщем-то дело не в ушах, а в наблюдении осциллограмм и т.н. "ступеньки" при разных токах покоя конкретного усилителя RRR У-101 и входном сигнале ок 30кгц..
По паспорту - ок. 50 ма, кажется. Все что больше - на совести экспериментатора.
Можно в Запорожец залить "какой-нить" метанол. Поедет очень быстро, а потом все будут долго гадать, почему двигун так быстро рассыпался...
 
Billi: "отсутствие плюса не нарушает баланса на выходе".
Ну не может этого быть, потому, что этого не может быть никогда, если конечно вместо закона ОМА вы не используете закон BILLI.
Хотя, допускаю, что видимость оного может создаться, если вы измеряете выходное напряжение с подключенным динамиком и защита ограничивает постоянный ток, протекающий через него. Измеряйте напряжение без нагрузки (т.е. без динамика)!!!

По поводу тока покоя 350 мА - ЮХа абсолютно прав. Даю свое видение этого абсолютно неуместного, в вашей ситуации, шага. Для такого тока покоя нужна хорошая термостабилизация, хорошие радиаторы (а у вас на предоконечных транзисторах таковые вообще имеются?), мощный блок питания и пр. Я не говорю, что с таким током усилитель работать не будет, может и будет, но делаете вы это на свой страх и риск. Кстати говоря, если вы действительно слышите большую разницу в качестве звука при токах покоя в 50 и 350 мА (можно заметить лишь тонкие нюансы на малом уровне громкости, да и то, не факт, учитывая КЛАСС вашего усилителя), это может свидетельствовать лишь о том, что ваш усилитель НЕИСПРАВЕН! Например, при неисправном нижнем плече, вы загоняете режим в класс А. Получаете однотактный усилитель. При малой громкости еще чего-то слышно, при большой - фиг вам. Ставить подобные эксперименты можно, имея достаточный опыт и имея РАБОТАЮЩИЙ усилитель. Могу только повторить свою фразу, сказанную выше: И вообще, не пытайтесь "дорабатывать" усилитель смехотехнически, пока вы не устранили неисправность. Иначе запутаетесь окончательно. Исходите из предпосылки, что ваш усилитель когда-то прекрасно работал "как есть" в первозданном варианте.

По поводу акустики. Я сильно сомневаюсь, что она у вас хорошая. К хорошей акустике никто не относится с такой беспечностью, как вы.

 
Zandy, спасибо за понимание, но я еще раз хочу уточнить категорию усилителя: бытовой отечественный усилитель, расчитанный на МАССОВОГО потребителя. Все его характеристики акустические, схемотехнические, конструктивные расчитаны именно на ширпотребный вариант.
Естественно, если усилитель используется на малых уровнях (на малой громкости), то лучше увеличить ток покоя. А если усилитель используется для малых дискотек - уменьшить.
Я сторонник минимума в данном случае, поскольку эти усилители используются чаще всего на малобюжетных мероприятиях - свадьбах, днях рождения и т.д. (по наблюдениям деяний моих клиентов)
(через некоторое время, поюзав отечественный кассетный магнитофон "среднего" класса):
Вообще, рассуждать о КАЧЕСТВЕ воспроизводимого сигнала (музыкальной фонограммы?) дело безнадежное. Любой знающий скажет, что (допустим) магнитная фонограмма изначально грешит многопроцентными искажениями, но и в цифровой многие найдут недостатки.
Какой источник реального сигнала принять за основу при тестировании? Винил?
 
Zandy: Ток покоя выставлялся самый разный. (Сейчас ~60 мА) Картину это не меняет.

quote: Хотя, допускаю, что видимость оного может создаться, если вы измеряете выходное напряжение с подключенным динамиком и защита ограничивает постоянный ток, протекающий через него.

Хмм. Возможно... Вполне возможно, что выходной транзистор прикрывается.
А с чего вы взяли, что я дорабатывал усилитель? Да, были заменены все электролиты, поставлены предохранители, а провода впаяны нпрямую в платы, минуя окислившиеся разъемы. Вместо разъемов ОНЦ на выходе стоят винтовые зажимы. Собственно, все. Узлы усилителя доработке не подвергались. (Кроме блока тембров. Там электролиты в тракте заменены конденсаторами К73-17)

Не понимаю, как схемотехнически двухтактный каскад может стать однотактным. Разве, что выгорела часть деталей в нижнем плече и оно чудесным образом превратилось в стабилизатор. А верхнее вдруг стало усиливать обе полуволны сигнала. Интересная теория...

quote: Кстати говоря, если вы действительно слышите большую разницу в качестве звука при токах покоя в 50 и 350 мА.

Большой разницы не слышу. Слышу маленькую.

quote: К хорошей акустике никто не относится с такой беспечностью, как вы.

В аппарате есть блок релейной защиты, который отключает акустику при превышении заданного напряжения на выходе.

Может вам схему дать? Чтоб не походило на советы автомеханику через плечо.
http://tda1524.front.ru/unch.rar

 
Принесли очередной http://www.kmtn.ru/~xarlam/u-101.jpg
Он живой, но проблема не меняется. Посмотрите на http://www.kmtn.ru/~xarlam/k50-16.jpg
Экономика должна быть экономной! Это я понимаю. Но зачем экономить на резиновых уплотнителях?
 
Эти ещё Ереванский завод выпускал, наверное. А у них это в порядке вещей было в те годы. Поэтому электролиты 80-х годов (К50-6 и К50-16) так мало и живут. У меня много конденсаторов таких же типов, но выпуска 70-х годов, емкость которых практически не изменилась с момента выпуска.  
Принесли давеча аналогичный усил. На ремонт. Пошло поехало. Начал перетасовку полупроводников. Виновным оказался VT7 П308. Не подскажете аналог? А то нету у нас что-то таких пока в продаже, и в справочнике моем его тоже нет.
Странно все это. На приборе звонится нормально и коэфф, передачи тока не криминальный. Такой же, как и на новом. Вернее на том, что вместо виновного.
Работа второго канала восстановилась.