Свежие обсуждения
Технология

Кто - как переносит изображение на ПП?..

1 35 55

Zandy:

Юха у нас знатный фотограф. Поэтому делать платы каким-то другим способом кроме фото, наверное считает ниже своего достоинства.
Но сколько кропотливого труда и времени тратится?

Не так уж и много труда и времени. Стоит только попробовать. Уверен, измените свое мнение (хотя до уровня ЮХа и не дотягиваю но, простите, вторая специализация – техническая фотография).

 

Еще дополнения (проверенные сегодня) по подготовке фольгированного текстолита перед нанесением фоторезиста:
1. "Подтравил" текстолит в персульфате аммония (200г\л +50 мл H2SO4)
2. Промыл под душем
3. "Декапировал " сабж в десятипроцентнтном растворе HCl.
4. Еще раз промыл
5. Высушил
Хотелось обеспечить идеально ровную (по цвету) поверхность, дабы при проявке не возникало проблем с визуальным определением окончания процесса.
Не заморачивайтесь! Проще натереть мокрым тряпочным тампоном фольгу с применением бытовых абразивных чистящих средств. Напр. "пемолюкса"
Если же фольга на текстолите идеально (равномерно) блестит, то просто протрите ацетоновым тампоном и наносите аэрозоль.!
............
Думаю, что и при ЛУТ нужны некоторые общепринятые процедуры подготовки поверхности, дабы не возникало разночтений - ошибок!

 

Вчера впервые попробовал фоторезист Позитив 20. Зашкурил "нулёвкой" под струей воды текстолит, ацетоном не протирал, просто высушил воду салфеткой и пальцами "не лапал". Нанёс в полумраке фоторезист толщиной слоя до фиолетового цвета и час сушил при комнате. Экспонировал энергосберегающей лампой 24 Вт (цветовая темп. 2700К - чуть желтоватый цвет) через прижатую оргстеклом маску - распечатанную на бумаге 80 г/м на лазерном принтере с "подсевшим" картриджем. Экспонировал 15 минут с расстояния 15 см от лампы. Проявлял Жидким Сантехником, разведенным водой в пропорции 1:10 (состав щелочь, гипохлорит натрия, ПАВ, по цвету - бесцветный). Через 10 минут проявки стало ясно - НЕДОЭКСПОНИРОВАЛ.
Тогда решил не спешить . Снова покрыл плату фоторезистом и только сегодня по прошествии 16 часов экспонировал той же лампой, но 30 минут и маску как следует пропитал вазелиновым маслом. Бумага маски стала прозрачной как калька, через нее можно было читать газету.Чтобы вазелин не испачкал плату - маску вложил в прозрачную файл-папку. В результате при проявлении дорожки стали проявляться СРАЗУ и через положенных 2 минуты проявка успешно окончилась. Плату промыл водой и на всякий случай, для остановки проявления остатками впитавшейся щелочи, ополоснул слабым раствором уксуса. Травил 30 минут в подогретом (где-то 40-50 градусов) крепком растворе FeCl3. Результат - для второй попытки - просто замечательный! Давно не делал таких аккуратных платок
Замечены недостатки - может кто посоветует из опытных как быть:
1. Всё-таки бумага с вазелином и севший картридж - это чересчур , а 30 минут - недопустимо долгая экспозиция, может надо переходить на пленку? а для лазерников она бывает?
2. Слой фоторезиста с одного края платы был толще (наплыв) и он плохо проявлялся, остались непроявленные "замыкания" между дорожками - может стоит наносить на большой лист и его резать на мелкие кусочки по необходимому размеру уже после сушки? Или при использовании такой высококонтрастной маски как печать на прозрачной пленке, этот эффект "недоэкспонирования" уже не играет роли? Или просто фиолетовый - это слишком толстый слой?

 

Не внимательно читаем посты.
Наносить аэрозольный фоторезист можно при ОБЫЧНОМ освещении. Конечно не на ярком солнце. Спешить не надо. Мокрый сабж обладает минимальной светочувствительностью. Максимальная достигается при сушке. Процесс называется СОЗ-РЕ-ВА-НИЕМ. Лучше (для простоты и стабильности) сушить при комнатной температуре в темноте не МЕНЕЕ суток. Хранить высушенные заготовки можно достаточно долго. Мой опыт - не менее ТРЁХ лет уже. Т.е. характеристики высушенной эмульсии не изменяются.
Что касается равномерности нанесения, то ... почитайте мой пост про резку цветного стекла.
Не надо никаких "вазелинов"! Экспозиция уменьшается незначительно, а геморроя больше.

 

ЮХа: Не внимательно читаем посты.

я прочитал все 35 страниц, но первый раз всегда хочется побыстрее попробовать и по-своему.
Про цветное стекло не понял, буду искать...
Насчет "вазелинов" - экспонируя чисто бумажный вариант после часовой сушки фоторезиста, я конечно же оставил вообще не прикрытым ничем кроме прижимного оргстекла, часть платы. Эта часть проявилась (в отличие от части, закрытой бумажной маской) практически сразу же. Отсюда я и сделал вывод - бумага сильно задерживает свет и требуется ее "просветление". Просто увеличить экспозицию - не годится, ведь принтерная краска тоже не на 100% черная. В-третьих, TRANSPERENT спрей для чего то же продается

 

Я сегодня (по-своему) попробовал рецепт приготовления свинины, данный на эн-тэ-вэ .
Вкусно получилось, но глотку обжёг.
Остерегайтесь подделок и рекомендаций дилетантов!

 

Поделюсь своим опытом изготовления печатных плат, информацию собирал с миру по нитке, много напортачил, но результата добился отменного, минимальная толщина проводника 3 пикселя. Для изготовления односторонней платы, при наличии всего необходимого уходит примерно минут 40, на двухстороннюю плату около часа. И так:
1. Бумага: взять термобумагу для факса, причем подготовленную - сперва листы выгладить горячим утюгом до плоского состояния (при этом они станут тёмно-коричневыми, затем серыми), в таком состоянии сложить в журнал или папку для будущего употребления. Разводку проводников платы делаю SPRINT-LAYOUNT 3.0R (она доступна по адресу http//ra3ggl.grz.ru. инструкция по эксплуатации Радио хобби 4/2002. стр.47) Работаю этой програмой с 2002года требует времени но результаты нормальные толшина дорожки 0,8мм.
2. Печатать – на черной стороне факсовки максимум жирности и контрастности, зеркально (или как надо). Печать и перевод на заготовку могут быть с разницей до месяца, больше не пробовал (это для тех, у кого дома лазера нет).
3. Заготовку взять с запасом по 5-10 мм с каждой стороны. Фольгу слегка зашкурить наждачкой 600-800 и протереть. Не должно быть всяких вредных налётов типа осадка от денатурата. Я использую растворитель 646/7, ацетон, потом опустить заготовку в раствор для травления на одну минуту можно меньше, плата должна стать матовой, хорошо промыть, высушить.
4. Утюг - с нормальной гладкой поверхностью, разогреть заранее. Температура утюга для термобумаги – максимально высокая.
5. Пыль, всякая мелочь - быть не должно ни на фольге, ни на бумаге.
6. Сделать бутерброд - на ровную толстую фанеру (у меня 20-миллиметровка) положить 4-5 слоёв газеты или кусок неплотного картона, заготовку подготовленной платы рисунок на термобумаге и ещё кусок газетной бумаги (без бумаги можно повредить факсовку она ж тонкая), горячий утюг.
7. Начинаешь елозить утюгом, прижимая с силой -10…15кг. Елозить минуты две-пять, чтобы прихватилось.
8. Очень слегка наклонив утюг, пару минут прикатываешь отдельные дорожки. Тут очень важно не разорвать факсовку и не раздавить дорожки, и притом приварить их. Время от времени надо опускать утюг на всю плоскость, чтобы остальная часть не остывала. На термобумаге отчетливо видно разницу в приваренных и дефектных кусках.
9. Ну еще минуту гладишь для очистки совести и убираешь утюг. Бутерброд остывает, и вспучиваются участки бумаги между дорожками. Остывает полностью, плату сразу в посуду с теплой водой.
10. Плата мокнет в воде минут 15-20, потом вынимаешь плату, берём бумагу за уголок и срываем, с сухой фольги сдирать её нельзя (испортишь).
11. Кусочком губки смоченным в растворе серной кислоты (можно электролит автомобильного аккумулятора), бумага сходит как небывало, сразу вспоминается один из самый известных в нашей стране процессов в области орг. химии: разложение целлюлозы (бумаги) с образованием спирта, смотришь влажный рисунок под лупой. Если есть дефекты подрисовываю тонером от лазерника резстворенным в растворителе обыкновенным пером с вариацией параметров.
12. Травление в 8-10% растворе азотной кислоты (чем меньше концентрация, тем дольше процесс травления, но лучше качество).
ВНИМАНИЕ!!!!!!!!: концентрированные кислоты можно пользовать только в стеклянной посуде, добавлять кислоту в воду, а не наоборот, по стеклянной палочке. Поэтому советую поискать школьнй курс химии и поинтересоваться, что и как делать.
13. Дождавшись окончания травления, вытащить/промыть/ высушить. Тонер удобно снимать ватным тампоном смоченым в ацетоне или в растворителе 646/7 .
14. Слегка зашкурить, внимательно просмотреть рисунок. В этот момент можно плюнуть и вернуться к каменному веку.
15. Если надо двухстороннюю, то нужно просверлить заранее предусмотренные на чертеже реперные отверстия, по ним и совместить с рисунком другой стороны.
16. Ну и считаю, не будет лишним напомнить о том, что все работы по подготовке, травлению и смывке нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
DVD.

 

Принципиально важно каждому определится со способом изготовления ПП и двигать процесс, достигая совершенства.
Считаю, что способ ЛУТ вполне жизнеспособен, хотя так и не удосужился проверить это на практике. Простите, если я привык ездить на собственном авто, то смысла испытывать кайф от маршруток не вижу.
Так же не вижу смысла для себя пользоваться услугами минифотолабов, поскольку принтер и СНПЧ стоят на расстоянии вытянутой руки .

 

DVD: На термобумаге отчетливо видно разницу в приваренных и дефектных кусках
Вот это замечательно! Завтра украду у секретарши пару факсов и попробую На мой, дилетантский взгляд, в ЛУТ (кстати в фоторезистивном методе тоже, как мне показалось, хотя тут не так принципиально) особенно неприятна плохая воспроизводимость и слабая наглядность "что же там прилипло, а что нет". Если через факс это легко читается - то очень хорошо, значит можно уверенно делать платы большого размера, а так же не бояться искривления текстолита и прочих причин "непрогрева".
DVD: Не должно быть всяких вредных налётов типа осадка от денатурата
Кстати, полностью согласен. В юности измерял плоскопараллельность стеклянных пластин накладывая их и наблюдая интерференционные полосы. Там очень важна чистота поверхности. Скажу, что нет ничего лучше простой водопроводной воды с мылом (ну можно прокипятить или профильтровать воду) с последующей сушкой тряпочкой (безворсовой). Любой бытовой растворитель оставляет слабые пятна. Хуже всего, конечно позаимствованная у жены жидкость для снятия лака - там жир.

 

ЮХа: Так же не вижу смысла для себя пользоваться услугами минифотолабов, поскольку принтер и СНПЧ стоят на расстоянии вытянутой руки .
Согласен. Если необходимое оборудование есть под рукой это хорошо, а если нет? Приходится что то придумывать, заново изобретать велосипед, ничего не поделаешь охота пуще неволи.

СВН: Не скажу что через факс рисунок поводников легко читеется но при определенном навыке работы с факсовкой воспроизводимость достаточно высокая, самое главное чтобы не повредить утюгом тонкий слой бумаги. По поводу больших ПП из моего опыта чем тоньше материал ПП тем лучше переносится рисунок проводников на платы большого размера. Достаточно текстолита толщиной 1-1,75мм.

Подскажите где можно скачать рабочую программу P-CAD, а то времени жалко просиживать по несколько часов корпя над ручной разводкой проводников.