Свежие обсуждения
История

Катушечный магнитофон

1 7

В силу своей даты прихода в этот мир, а также некоторых других причин, мне не довелось в жизни непосредственно поэкспериментировать с техникой данной категории.
Однако я знаю, что в стереофонических аппартах этого типа была такая штука, как переключатель дорожек, позволяющая выбрать дорожку для записи в монорежиме. Скажите пожалуйста, можно ли было в них использовать дорожки левого и правого стереоканалов абсолютно независимо для моно записи? То есть, сначала ипользовать полностью, скажем, дорожку левого канала(оставляя дорожку правого "пустой"), затем, отмотав ленту, записать на ту же сторону, но в др. дорожку что-то еще? Или при этом первая дорожка стерлась бы? Иначе говоря, имела ли стирающая головка разделение по дорожкам, или нет(как в кассетных) ?

 

Имела. Дорожки на ленте располагались не как в кассете (одной полосой), а чересстрочно: туда, обратно, туда, обратно. Бывали в те времена даже четырехдорожечные моно-магнитофоны, в которых головка механически перемещалась по высоте. На кассете от такого разделения дорожек отказались, потому что слишком узкая лента, а между дорожками требуются еще довольно большие защитные промежутки, чтобы сигнал с "обратных" дорожек не лез при "прямом" прослушивании.

 

Здорово! Я прямо проникся. А если еще учесть возможность выбора скорости, то получалось, что лента предлагала намного больше вариантов, чем к.кассета.
А бывали ли бытовые советские магнитофоны со скоростью больше 19 см/сек?

 

у меня Маяк-205 ,используется с радиолой Кантата-205-стерео.
http://rw6ase.narod.ru/m/majak/majak205.html
На 4 дорожечных магнитофонах есть 2 кнопки--переключение дорожек. В стереофоническом режиме нажаты обе.
В монофоническом режиме ,понятное дело одна. так что можно записать вдвое больше.(не зря катушечные магнитофоны использовались для записи речевых программ и диспетчерской связи).

А в Журнале Радио 11-1986 в статье "Цветосинтезатор" предлагается как раз использовать 4 дорожечный катушечный магнитофон.
на одну дорожку---запись, на другую--сигналы с цветосинтезатора.
Т.к предполагалось что на дискотеке стерео не нужно (музыка там только для шумового фона), а вот цветомузыка-это интересно.

 

И у меня есть "Маяк-205", в котором полетел УМЗЧ, я не стал разбираться, оставил старый УМЗЧ на месте для аутентичности, но все разъёмы с него поснимал, вставил в корпус всем известную плату под названием УМ1-3, к обмотке питания индикаторной лампочки подключил выпрямитель с фильтром, от которого запитал эту плату. Всё работает.
Кстати, у меня он без крышки, закрывающей эту лампочку, и без пассика, приводящего в движение счётчик.

 

крышки то же нет, а вот счетчик работает.

не работает перемотка назад, точнее сам механизм работает, но на подающей бобышке стерлись выступы, которые удерживают катушку. Когда с нее сматывается лента (воспроизведение\перемотка вперед) -это не критично ) а вот назад----штырь крутится, а катушка нет,проскальзывает.

Раньше вроде были такие резиновые фиксаторы на этот случай?

 

Вот еще монстр был: http://rw6ase.narod.ru/s/s/sadko501.html

 

В глубокой древности магнитофоны имели скорость движения ленты 76 см/с, 38 см/с. Но в то время они вроде как еще не были бытовыми. 19 - это была уже нормальная "бытовая" скорость (самый популярный магнитофон "Айдас"). Употреблялась ацетатная лента "Тип 1", "Тип 2". Очень толстая, хрупкая, абразивная, и с безобразными магнитными характеристиками. Собственно, затем и требовалась такая скорость. Еще была какая-то немецкая лента - чуть получше, но тоже хреновая.
Потом появилась лента "Тип 6" - тоже ацетатная, но уже позволявшая снизить скорость до 9.5 см/с. Теперь стандартная пластинка помещалась на одну сторону 250-м ленты.
А потом появился "Тип 10" - лавсановая лента, уже практически современная. Дальше пошли всякие "цифро-буквенные", незапоминаемые, но толку от них уже не было. А потом всё умерло. Вот.
Да: профессиональные магнитофоны были однодорожечные, либо двухдорожечные-стерео. Это позволяло монтировать записи путем резки/склейки. Виртуозы умудрялись записывать на ленту звук с разбитой пластинки, а потом вырезать щелчки от трещины! А при ширине дорожки во всю ленту можно было резать под углом - тогда становился незаметным и звук склейки.
Да, еще со скоростями игрались! Попадали к нам иногда пластинки вражеские, на 45 оборотов. А крутить-то их было не начем! И тогда их крутили на 78 об/мин, записывали на 19 см/с, а слушали - на 9.5. Результат получался весьма специфический, но пригодный к употреблению.

 

AR®: А бывали ли бытовые советские магнитофоны со скоростью больше 19 см/сек?

Бытовых не помню, а были студийные магнитофоны. В них использовались следующие стандартные скорости: 38 см/с и, кажется, ещё и 76 см/с. Встречалась где-то и скорость 46 см/с. Запись на них была однодорожечная на бабины с лентой длиной 1000 м.

 

А еще не так давно разбирал дома завалы, и нашел 2 катушки в заводской упаковке. Перед тем как выбросить, вскрыл и вдохнул такой знакомый еще с детства запах...