Свежие обсуждения
Прочее

Как организовать освещение при съёмке.

1 3

Купил два небольших прожектора с галогенками на 150 вт, используемых для подсветки рекламы и хочу их применить для освещения при фотографировании некрупных предметов. Как их расположить, чтобы сделать освещение от них равномерным, не дающим бликов. Видел у Юхи на фото применение зонтиков. Можно ли поподробнее об этом. Питание галогенок сделал регулируемым, чтобы можно было варьировать интенсивностью освещения.

 

А не получите ли Вы при регулировке яркости ещё и непредвиденную и нежеланную подвижку цветов? Они и так-то в жёлтую сторону косят, а уж при снижении питания...

 

А про цветовую температуру источника света и баланс белого в курсе?
Спец о том же говорит.
Для съёмки некрупных предметов я использую две энергосберегающие лампы фирмы QUASAR (КЛЭТ-26W 4000K) в самодельных отражателях. Странно, но цветовая температура этой модели "подошла " к матрице Кэнона.

 

ЮХа: А про цветовую температуру источника света и баланс белого в курсе?
Это же можно откорректировать или установками в фотоаппарате или в Фотошопе. Главная проблема - это блики на блестящих и полированных поверхностях фотографируемых предметов. Цветовая температура этих галогенок при номинальном питании близка к холодному спектру, как будет меняться со снижением питания завтра посмотрю, но думаю сдвиг в сторону более тёплого спектра будет незначителен. Так что там с зонтиками и пр. способами?

 

Моё мнение про цветовую температуру (типа, ИМХО):
Из "пленочной" фотографии известно, что существуют всего лишь ДВА типа цветных светочувствительных материалов.
1. материалы, которые НОРМАЛЬНО работают при дневном свете 5000К
2. материалы, которые НОРМАЛЬНО работают при искуственном ( более дорогие) 3200К
На упаковке пленок рисовали пиктограммы - солнышко или лампочку
Естественно, корректировка возможна. В плёночной фотографии для этого применяли фильтры на объектив или фильтровую же коррекцию при печати. Но принципиально важным считалось при съёмке применять НУЖНЫЙ тип фотоматериала.
Теперь, имея одну фотоматрицу с вполне определёнными спектральными характеристиками мы вынуждены применять (для простоты) ПРОГРАМНЫЕ методы коррекции.
Но вот странности: лучшие снимки даже на дорогих ЦФК получаются при использовании ЕСТЕСТВЕННОГО (солнечного) освещения или близкого к нему по спектральному составу "вспышечного" . И это не только мои умозаключения. Все мои знакомые фотографы для работ внутри помещения используют именно ВСПЫШКИ.
Естественно, проф. осветители с применением галогеновых источников по цене гораздо дороже "рекламных осветителей" и дешевизна последних не повод для их применения.
Что касается бликов, то без них картинка будет достаточно скучной. Блик блику рознь. Посмотрите на металлический предмет, освещенный ярким светом. Человеческий глаз даже на бликах регистрирует фактуру материала. Большинство фотоплёнок и матриц не способны передать столь широкий диапазон яркостей и вместо блика с фактурой мы видим уродливое белое пятно. Выход в использовании проф. фотоматериалов и матриц с более широким "динамическим" диапазоном - фотографической широтой , "приглушение" бликов поляризационными фильтрами или организация "мягкого" освещения. Причем, первое является бесспорным.
.........
Вопрос. А зачем такие потуги? Вы мастер рекламной фотографии?

 

ЮХа: Вы мастер рекламной фотографии?

Нет, я чайник любительского фото и совсем этого не стесняюсь. Но имею желание получить более-менее приемлемые фото с помощью своей цифромыльницы и пары галогеновых прожекторов по 150 Вт. Те что получались до сих пор меня не устраивают. Да, при естественном освещении фото получаются хорошие, но в Питере очень мало этого нормального естественного освещения.
Спец оказался прав на 100%, даже при незначительном уменьшении питающего напряжения, спектр лампы значительно изменяется. Поэтому регулятор оставил в покое.

 

ЮХа: Вы мастер рекламной фотографии?
ЮХа, как можно? Мало кто осмелится назвать себя МАСТЕРОМ когда Вы тут....
А если серьёзно, человек спрашивает про технологию съёмки при помощи зонтов, а ты тут про какие-то "ПРОГРАМНЫЕ методы коррекции" толкуешь.

 

Стопроцентная правота Спец(а) в данном вопросе предсказуема для тех, кто читает СПЕЦ. фотолитературу.

По теме: лучшие варианты съёмки малогабаритных бликующих предметов получаются при использовании т.н. БЕСТЕНЕВОГО (рассеяного) освещения с применением бестеневых боксов ( коробок, полусфер из светорассеивающего матриала). Цветовая температура источников света должна укладываться в пределы 5000-3200К и не должна менятся от кадра к кадру. Экспозицию изменяют изменением расстояния от источника света до светорассеивающей поверхности бокса или экспозиционной парой - выдержка-диафрагма.
Крайне желательно применение штатива.
Есть вариант "бесштативный" (я его часто использую) применения внешней мощной вспышки, отражённой от потолка. Если он не сильно закопчён.
Хорошим вариантом будет съёмка на пленэре - днём на солнце(солнце за облаком), или в тени здания, стены которого окрашены в нейтрально серый цвет
............
Можно много дать методических рекомендаций. Напомню, методист, это человек, который учит других тому, чего не может сделать сам!
..........
Левон, я про зонты потом скажу.

 

Все файлы примерно по 10 кб.

Взял свою цифровую мыльницу Олимпус C-1400XL. ( полтора "мегапикселя" )Полный автомат. Единственный способ вмешаться в экспозиционную программу - изменить значение AE на 1,2,3 ступени.
Все четыре снимка не обрабатывались. Только обрезка и изменение размера
Первый снимок на окне (солнце зашло за тучку , темновато, мигает светодиод, говорящий о том, что нужны твердые ноги, нежная рука или (лучше) штатив. Согласился на штатив. Видна достаточно глубокая тень от одностороннего источника. Баланс нормален, Глубина резкости никудышная. Оно понятно - автоматика открыла полностью диафрагму из-за недостатка освещения, плюсом режим "макросъёмки"
http://www.kmtn.ru/~xarlam/foto1.jpg
Представим, что нету окна, нету солнышка. Тогда вспышку в потолок.
Тут Олимпус C-1400XL неожиданно даёт уникальный бонус в виде гнезда для подключения внешней вспышки. Причём, это гнездо -"мама" - полностью соответствует "папам" отечественных вспышек. Использую FIL-107.
http://www.kmtn.ru/~xarlam/foto2.jpg
Заметна лучшая глубина резкости. Камера прикрыла диафрагму, типа, ей так захотелось. Ей же было сказано: - теперь у тебя есть внешняя вспышка! Баланс и освещение достаточно нормальны, но тень осталась. Объяснение прОсто - это тень от головы фотографа склонившегося над окуляром. Заметим блик от источника (потолка) , который (блик) трудно предсказать при использовании имп. источников. И еще заметим странную окраску платы в районе блика. Это не от катушки ли? (напомню, что снимки не обрабатывались "уровнями")
Едем дальше. Решаем использовать внешнюю вспышку "на просвет". Вешаем простыню (чисто белую). ЗА простынёй ставим объект, ПЕРЕД - вспышку и фотоаппарат. Тут бы лучше по центру простыни вырезать дырку для объектива, но простыней у меня не так много, поэтому камера ставится ниже края простыни:
http://www.kmtn.ru/~xarlam/foto3.jpg
Голубая подставка внесла свой вклад в цветовую картину. Глубина резкости нормальна, баланс нормален, но предугадать блики и неравномерность освещения опять сложно.
Тогда решаем использовать самодельную установку для пересъёмки негативов. Слегка её модернизируем.
Постоянно горящие "энергосберегающие" позволяют в реальном времени отслеживать неравномерности освещения, тени и блики. Как "цифромыльница" отрегулирует баланс?
http://www.kmtn.ru/~xarlam/foto4.jpg
Бланс нормален (корекция будет минимальной), глубина резкости ухудшилась (камера опять открыла диафрагму) . Блики и неравномерность освещения минимальны из серии.
Вот снимок последней ситуации сделаный Кэноном 300Д в режиме "авто" с рук. (снимок обработан)
http://www.kmtn.ru/~xarlam/foto5.jpg
Вот такой эксперимент

 

Юха, я, извини, твои эксперимены не посмотрел полностью, но сплаву отвечу
Правильно купили галогенки. они и в исходном виде - не точечный источник, а можно еще и на проволочках перед ними что-нибудь рассеивающее закрепить. Теперь про температуру. Нужно воспользоваться советом из "Советского фото" (ненарошный каламбур)конца семидесятых и сделать выпрямитель с кондером (емкость на глазок, пока за ламочку страшно не станет). Ежели для 150W влепить несколько сотен мкф(на 400V) - свет как от вспышки, ну может чуток желтее, аж глазам больно .... Мощность, в смысле освещенности (субъективно, все никак до замера экспонометром не доберусь) - ватт на 300...400!!! Ну , итд ....
Это и с другой стороны полезно. Цифрофотик у меня успевает на "болтанку" 50 Гц реагировать, LCD- моргает ( при 60...100 Вт лампах с менее инерционной нитью), а тут будет постоянка светового потока. Успехов! Ежели что положительное получится, поделитесь!
А то я эти прожекторы уже месяца три назад купил - все никак не доберусь
Немного подумал и решил дописать, на всякий случай.
Естественно нужно несколько ом ваттных поставить, с учетом зарядного импульса и выбранных диодов, и еще емкость не должна быть маленькой, иначе будет превышение справочниковых пульсаций для к50-35(и имп. аналогов). для таких кондеров (350...400B) - предел по пульсациям - навскидку 15..20 В ....