Свежие обсуждения
Технология

Работа с сухим плёночным фоторезистом

1 141 199

Уже год пользуюсь пленочным фоторезистом. Никакой закономерности при изготовлении плат не вывел, то получаются отличного качества, то бывает брак (плохая адгезия) при одной и той же технологии. На днях понадобилось сделать простую платку 140*40мм, решил проверить на пригодность фоторезист годичной давности, который добровольно прилипать к текстолиту не хотел. Смазал зачищенную поверхность платы тампоном смоченным изопропиловым спиртом и на мокрую налепил фоторезист. Прижал хорошенько пальцами через тряпку и под лампу ( ну нет у меня ламинатора ,раньше приглаживал утюгом на единичке через лист бумаги), после засвечивания сразу в проявитель, после проявления промыл в воде и в хлорное железо. Получилось отлично, еле отскоблил. Повторять не пробовал, при случае проверю еще. Где-то читал, что изопропиловый спирт растворяет фоторезист. Мне кажется, что можно применить и ацетон ( нужно только разбавить водой, чтобы не так быстро испарялся)

 

serg_svd: Сейчас хочу попробовать метод прикатки резиста на мокрую... Не поможет, буду пробовать и раствор резиста в спирте
Поможет! Еще как поможет! Не надо никакого раствора фоторезиста в спирте.
INN: отличный результат дает еще одна прокатка в ламинаторе после засветки
И это очень ценный совет.

Эти две процедуры в комплексе позволят вам полностью забыть об отслаивании фоторезиста после проявления независимо от срока его хранения. Позволяют использовать даже совсем сухой фоторезист, который обычным образом уже совсем не прилипает к плате. Вот так вот - жирным шрифтом!

Я конечно понимаю, что вновь прибывшим влом читать все 140 страниц топика. А там писалось об этом неоднократно.

 

УРА!УРА!УРА!
Наконец то мой годовалый ВаЩе проявил себя на должном уровне.Кусок эксперементальной платы сделан.Процесс проводил так.
Вчера подготовил (наверно в 20й раз) кусок платы.На плату насыпал кальценированной соды,капнул пару капель воды и растерал это всё дело самой мелкой наждачкой минуты 2.После смыл всё водой и на полусухую плату наложил фоторезист и 3 раза прогнал через ламинатор.Так как время было 2 часа ночи, решил свернуть производство и лёг спать.Сегодня пришёл с работы достал свою плату и сразу её под лампу на те же 12 минут.После экспанирования, особо не надеясь на положительный результат,пошёл её проявлять.Проявлял в растворе каустической соды(NaOH) 10г на 1л воды.Но плату не купал в растворе,а взял мягкую мягкую кисточку и ею хорошо вымыл весь ненужный ВаЩе.И о чудо ,смотрю дорожки то не морщатся.Помыл плату холодной водой и что бы её не сушить,с криками УРА,В БОЙ ЗА ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,прогнал плату 2 раза в ламинаторе,между 2мя листами бумаги.Травил в хлорном железе.

Теперь я сделал для себя вывод что мой старенький ВаЩе,ещё на многое способен.

Всем огромнейшее спасибо за очень полезные и ценные советы.

Завтра ещё хочю попробовать перед прикаткой фоторезиста, плату искупать в слабом растворе солянной кислоты.

 

Вот фото полученной платы.

 

Купил наконец-то фоторезист, НО без косяков как всегда не обошлось Не выходит не как нормально. Задолбался уже Подмогите пожалуйста.
Фоторезист ПФ-ВЩ-50, выпущен 11 марта 2009 г.
Плату зачищал чернильным ластиком, потом нулевкой (поюзанной), потом натирал кометом и оставлял на 2-3 мин., потом промывал и сразу после стекания/высыхания воды (через 5-7 мин.) наклеивал резист, прикатывал резиновым валиком и через сложенную вдвое тонкую хлопковую тряпку гладил утюгом секунд 5-10. Утюг стоял меньше чем на *, капля воды на нем медленно кипела, т. е. температура около 100 градусов, плата была не сильно горячая, до нее даже можно было дотронуться.
Засвечивал двумя обычными буржуйскими лампами дневного света (аналог ЛД-18, голубоватые такие, ультрафиолетовую лампу впадлу было покупать - трубочка 150 руб. стоит, а энергосберегайка черная - 350 руб.), расстояние 16 см. через оконное стекло толщиной 3 мм. Шаблон печатал на лазернике. Проявка: 2 чайных ложки кальцинированной соды (получал прокаливанием пищевой соды) на 0,5 л. воды, проявлял ~2мин. протирая плату мягкой кисточкой.
КОСЯКИ такие:
При выдержке 15 мин. фоторезист имеет матовую поверхность, не слезает, при рассмотрении под лупой края неровные, сам резист внутри очень мелкими пузырьками, но не насквозь.
При выдержке > 16 мин. дорожки сморщиваются и сползают при промывке и просушке, причем они такие желеобразные становятся
При выдержке 29 мин. на пробном куске получил хороший результат, резист блестящий, дорожки ровные, но участок платы, на котором была выдержка 29 мин., был 5х10 мм. Когда стал делать плату сделал выдержку 31 мин. промыл, начал сушить. Через некоторое время после того, как плата высохла, некоторые площадки стали закачуриваться, причем резист стал хрупкий.

Может утюгом посильнее нагреть? Или перед экспонированием подержать часик между стеклами под трехлитровой банкой? Или более грубой шкуркой зачистить - уж больно блестящая фольга после нулевки получилась?

 

Зачистил более грубой шкуркой, поставил под груз 6 кг на 2 часа, сделал выдержку 35 мин. После высыхания платы некоторые дорожки снова слезли, хотя рисунок сначала был ровный. Причем когда я все то же самое пробовал на куске шириной 1,5 см все было нормально, а плата у меня двухсторонняя 6,7х16,7 см. Она была вложена в конверт из двух совмещенных фотошаблонов. Экспонировал сначала одну сторону, потом другую. На пачке с резистом написано: экспонировать лампой ДРТГ-3000 не более 35 сек. Раз написано "не более", то может резист слезает от передержки? Или может именно ультрафиолет нужен?
Короче совсем задолбался уже. Не знаю в чем дело( Лист резиста уже испортил

 

Леха: Короче совсем задолбался уже
Долбайся и дальше, раз читать не умеешь.

 

Привет всем.
Согласен с Zandy. Если читать не умеешь, то ничего не получится.
Я не утверждаю что сам умею читать, так как с первого раза у самого не получилось, но выводы делать надо из прочитанного.
Леха, на 141 странице люди поделились опытом и ошибками, и грех не воспользоваться ими. На этих страницах разжевано ВСЁ, а также дана куча полезных дополнений. Из этого добра, любой из нас может подстроить технологию под свои условия.
Прикладываю фотку пробной платы. Считаю что качество для домашнего хобби, вполне подходящее.
Вообще у меня случилось так что ЛУТ перестала удовлетворять по качеству, а именно пористость больших полигонов не позволяла делать качественные платы. Я начал задумываться о другой технологии.
И тут наткнулся на этот форум. Надо сказать что написанное со вкусом описание экспериментов, в самом начале темы и сподвигло на пробу этой технологии. Спасибо ребятам. Конечно первые полквадратныхметра фоторезиста ушло на экскременты по наложению на плату и засветку с проявкой, пока не сделал ВЫВОД ( по крайней мере для себя) о том что основная проблема в плотности шаблона. Как плотность была достигнута, на втором месте равномерность засветки.Длинными трубками и с близкого расстояния получается неравномерно, требуется точечный источник, или по крайней мере с меньшей площадью но с сохранением мощности. Сразу откинул то что написано на упаковке фоторезиста - ДРТГ-3000. Пользуюсь 26 ваттной черной энергосберегайкой но с большего расстояния.Третьим номером подобрал расстояние и выдержку. В четвертых, для проявки, откинул всякую соду после пробы проявки в растворе жидкого стекла, СУПЕР! Но вот для снятия резиста после проявки соду кальцинированную все таки использую (прямо после проявки, наливаю в ванночку очень горячую воду прямо из под крана и растворяю СТОЛОВУЮ ложку соды, сразу туда, пока раствор горячий, плату и через несколько минут пальцами снимаю желеобразные ленты фоторезиста).
По поводу подготовки поверхности перед нанесением фоторезиста: честно, не парюсь, просто пальцами протер с ПЕМОЛЮКСОМ, чтобы чисто было, протер полотенцем которым в ванной руки вытираю и в ламинатор. По поводу самого нанесения фоторезиста. не заморачивался, послушался советов МУДРЫХ людей и купил сразу ламинатор. Могу сразу сказать, что для чистоты экспериментов, после покупки ламинатора, пробовал вручную наносить. Хорошо получается только на небольших платках, типа той что приложил, а вот с платой от 10х15см, хорошего мало, можно сказать просто дерьмово получается хотя и можно из нескольких попыток получить плату. А вот из ламинатора.............. сказка как ровно.

ZANDY, жалею что не присоединился к Вашей компании раньше, когда Вы эксперементировали в начале.
Предложение: может надо собраться в том же составе плюс кто еще захочет поделиться опытом?
И так сказать, с комментариями и иллюстрациями, под бокал другой чая, выдать обобщенный опыт в виде отчета на этом форуме по фоторезистивной технологии в домашних условиях с учетом накопленных наработок. Заодно поможем "задолбавшимся".......Насколько я понял, Ваше священнодействие происходило в районе Ленинского пр-та? Я живу на Нахимовском...

 

Zandy: раз читать не умеешь.
Я читал в разных местах, в том числе на РадиоКоте. Этот форум весь не прочитал - 141 стр. всетаки - нереально, но кое что читал.
kkol: основная проблема в плотности шаблона.
Шаблон у меня действительно не очень хороший, но даже при 40-минутной выдержке там где черное не засвечивается. Основная проблема в отслаивании фоторезиста. Большениство дорожек держится так, что не оторвешь, а в некоторых местах дорожки и пяточки отслаиваются и загибаются. Резист может от передержки хрупким становится и слезать? И еще я так и не понял обязательно ли нужна УФ-лампа? В начале темы написано, что пробовали с энергосберегайкой осветительной - нихрена не вышло, чуть дальше написано - попробовали с 40-ватной лампой накаливания - все получилось - а там ведь ультрафиолета 0. На 137 странице писали, что дело было в пленке, которая не пропускала УФ. Но на том же РадиоКоте шаблон прижимали обычным стеклом из книжной полки и, как я понял, все получалось, а стекло ведь не пропускает УФ. Запутался совсем! Как такие противоречивые результаты могут быть!!!???

kkol: Длинными трубками и с близкого расстояния получается неравномерно, требуется точечный источник, или по крайней мере с меньшей площадью но с сохранением мощности
На глаз освещение вроде равномерное, лампы были вставлены в стандартный светильник, который играл роль отражателя. Единственный минус - используется только около 1/3 длины ламп (расстояние маленькое+светильник лежал на двух стопках книг)

kkol: По поводу самого нанесения фоторезиста. не заморачивался, послушался советов МУДРЫХ людей и купил сразу ламинатор.
Ламинатора у меня нет, покупать его только ради печатных плат нет смысла - платки "золотые" получатся - дешевле готовое изделие будет купить. Мне даже лампочку черную неохота покупать за 350 р., куда уж там ламинатор.

 

Ультрафиолет нужен ближний, стекло оконное его пропускает, я свои черные BLB (8-ми ваттные) покупал на фирме, торгующей электротехникой, получилось раза в два дешевле (рублев по 50 вроде), чем на базаре, переделанный китайский эл. балласт на 4Х20 Вт.
А 600 руб. за метровский (реаловский) ламинатор окупились с первого заказного изделия.. (правда, я его купил заколебавшись в жару вручную накатывать и держу сугубо для этих целей и условий)
Если жаба душит, попробуйте свинтить где-нить ДРЛку с дросселем
И радиогубительство само по себе не самое дешевое хобби (но и пользы, правда, больше, чем от парашютного спорта пмнм)