Свежие обсуждения
Технология

Работа с сухим плёночным фоторезистом

1 161 199

Может кто подскажет,где в Минске прикупить ALPHA ?

 

Встречный вопрос: где в Москве в розницу и без всяких вые*онов, таких как интернет-магазины с доставкой, минимальные суммы заказов/количества и т. п., продается пленочный фоторезист по приемлемой цене? Чтобы пришел и купил.

 

СПФ ВЩ2 изготовленным в 1986 году пользовался около 20 лет. Были дефектные края рулона местами до 1 см шириной и затрудненное проявление, драл зубной щеткой. В остальном без претензий.

 

Я Альфу покупаю у мужика на рынке "Юнона" (Санкт-Петербург), но в последнее время он стал халтурить - брак гнать. Точно, сучок, отходы продаёт, видимо то, что остаётся от аппаратов подачи фоторезиста. Стали чаще попадаться отрезки с микропузырьками и деформацией. Точно остатки рулона. Народ, если у кого есть выход на Альфу 340 мелкой фасовкой, отпишитесь, куплю и почтовые расходы покрою с процентами.

Сделал платы и нашёл приемлемый способ их изготовления. Опишу, может кому будет полезен.
1. Рисую плату в SL5. При распечатке сначала печатаю черновик (мин. расход чернил), проверяю размеры и если надо вношу корректировку. Печатаю на струйнике два трафарета одинаковых. На струйнике всё же лучше, края более чёткие и контрастные и плотность выше, но всё равно есть светлые полоски, которые при засветке и проявке "выплывают" в виде мелких непредвиденных перемычек, поэтому и печатаю два трафарета. Затем накладываю один на другой, совмещаю рисунок и по краям скрепляю их тонким скотчем, плотность получается супер. Единственный недостаток - лишний расход чернил.
2. Вырезаю заготовку из текстолита на 3-5мм больше рисунка. Зачищаю заготовку от потемнений медной фольги, белым ластиком. Ранее я писал, что использовал соляную кислоту. Решил попробовать по другому. Смачиваю пальцы и опускаю их в баночку с каустической содой, прилипает не много. И пальцами с содой протираю заготовку. Обезжиривание 100%, я сам не ожидал. Затем промываю заготовкку под струёй холодной воды, аж скрепит пот пальцами, смачиваемость 100%. И никаких кислот! Затем промакаю заготовку х/б тканью, не ворсистой.
3. Сняв нижнюю подложку, пальцами придавливаю резист, а затем прокатываю через ламинатор при температуре 60-80*С (нашёл оптимальный вариант температуры, приблизительно 80*С). Как-то отрезав кусок резиста и придавив пальцами, только потом заметил, что попался бракованный кусочек резиста. Начал отдирать, не удалось снять, прилип , вот, что значит хорошо обезжирить. И это без прокатки в ламинаторе!
4. Далее засвечиваю в течение 50 секунд (Альфа 340, ВЩ-50 где-то 1 минуту - 1' 10"). Лампа - 4 китайских лампочки по 9Вт - фото выкладывал выше.
5. Травление в расстворе хлорного железа.
6. Плата получается просто супер, без каких либо не нужных полосок и вкраплений, рисунок чёткий, края ровные и контрастные. Я всегда делаю контур платы, чтобы потом по нему обрезать. Контур делаю линией 0,1мм. Ранее в большей части, такой тонкий проводник у меня отслаивался, а сейчас всё сохранилось, даже не отодрать.
7. Затем промываю, сверлю где надо дырочки, не снимая резист. Сверло лучше центруется и не соскальзывает с намеченного отверстия.
8. Многие пишут, что мучаются со снятием резиста. Я сам раньше скоблил лезвием. Сейчас решил попробовать другой метод. Подумал - резист это полимер и должен размягчиться в ацетоне. Налил в ванночку немного ацетона и положил в него плату. И каково было моё удивление, всё так просто - резист просто начал отслаиваться и сворачиваться. Осталось просто промыть под струёй воды.
Вывод. Для себя я подчеркнул, что для обезжиривания отлично применить соду. Для снятия резиста - ацетон и не стирать им, а положить в ванночку.
Может кто так и делает, но я для себя обнаружил это впервые, путём проб и ошибок.

 

Selector: Для снятия резиста - ацетон и не стирать им, а положить в ванночку.
А ЗАЧЕМ НЮХАТЬ АЦЕТОН, когда достаточно положить в ванночку с раствором соды/щелочи и вскипятить??? Слезает только так. Дешево, сердито и безопасно.

 

Леха: А ЗАЧЕМ НЮХАТЬ АЦЕТОН
Не нюхайте. Я на балконе делаю или под вытяжкой на кухне. Да и не так уж он и воняет.

Леха: вскипятить
Слишком усложнённый у Вас процесс. Раньше на производстве на каждый процесс составляли технологическую карту, стараясь оптимизировать и минимизировать алгоритм действий. Я действую по такому же принципу - меньше лишних действий и максимум результата.

 

А поход в магазин за бутылкой ацетона вы не включили в технологическую карту?

Чем он усложненный??? Налить воды, кинуть ложку соды, кинуть плату. Через 3 минуты вода кипит, а плата плавает чистая и ктому же обезжиренная и пригодная для нанесения маски или чего кто делает по желанию.

 

Леха: А поход в магазин за бутылкой ацетона вы не включили в технологическую карту?
Нет, не включён. И не должен быть включён, т.к. ацетон всегда в наличии для технических нужд и куплен заранее для хозяйства.

Леха: Чем он усложненный???
Из текста Вашей технологии видно, что много лишних действий: - утюг; - кипячение. Надо стремиться максимально упростить процедуру и иметь высокий КПД.

Для примера ЛУТ. Рисование - печать - термоперенос - травление. Всего четыре операции. Сверление я не беру. А посчитайте операции при работе с фоторезистом. Вот поэтому я и стремлюсь сократить максимально число операций, уменьшить количество расстворов, кислот и прочей термической обработки. Т.е. найти оптимальный вариант.

 

Леха!
Я ничуть не умаляю Ваш труд в написании статьи и Ваш технологический процесс. Каждый делает так, как ему удобно. Но! Посудите сами. Насколько ЛУТ отработан и то у людей возникают вопросы и проблемы. А что говорить о работе с резистом? В основном информацию черпаем из источников промышленного производства. А как оптимизировать процесс в домашних условиях и с высоким качеством, хотябы максимально приближённым к промышленному. Вот и хочется выработать технологию с минимальными экономическими и физическими затратами, без "грязных" и вредных растворов. Эта тема самое подходящее место для такого обсуждения и выработки стандартной технологии в домашних условиях. А выработав эффективную технологию, можно сделать её в виде отдельной статью с выкладкой справочных данных о резистах, их температурных, экспонируемых и проявочных параметрах подходящих для домашних условий. Думаю сообща справимся. Посмотрите различные статьи, кто и как делает - принцип один, а технологический процесс у всех разный.
С Уважением.

 

Selector: Из текста Вашей технологии видно, что много лишних действий: - утюг; - кипячение.
В предыдущем посте я высказывался относительно технологии снятия резиста ,а не всей технологии в целом. Я просто не понимаю, зачем тратить значительное количество ацетона, который кроме всего прочего, очень быстро испаряется и его пары вредные, когда можно обойтись водой и ложкой соды и вылить все это в унитаз сразу после снятия резиста. Я уверен, что в ацетоне резист слезает не на много быстрее, чем при кипячении в соде, а в соде он начинает слезать СРАЗУ после или незадолго до закипания. Много раствора не надо, так что тонкий слой закипит быстро - на электрической плите 3...5 минут. Так что мне не понятна ваша позиция относительно ацетона.

Selector: Вот и хочется выработать технологию с минимальными экономическими и физическими затратами, без "грязных" и вредных растворов.
Вот вот))

Selector: Для примера ЛУТ. Рисование - печать - термоперенос - травление.

//--Алгоритм ЛУТ---
рисование;
while(1)
{
перенос;
if (пора выкидывать заготовку)
. break;
}
травление;

ИМХО

ЛУТ конечно крут, но там большой брак и постоянное дрожание " а вдруг отвалится?"+ мелкие дырочки на полигонах. Поэтому я на него забил. А раньше только им и делал.