Свежие обсуждения
Технология

Фотопечать с применением фоторезиста

1 81 102

Если в банке, скорее всего УФ проявляемая паяльная маска, можно даже валиком накатывать.

 

Маска?..
Но, ведь, написано на банке - фоторезист.
Латиницей, естественно...

 

Господа и Джентльмены здрасьте!
Сам я не радиотехник (хотя по юности грешил чуть, да и в институте малость на РР и РК сподобился побывать несколько) и не местный, но технология фотолитографии мне нынче надобна до крайности(Заказчику его логотипы травить на его же медных(99,999% в FeCl неплохо, но подготовка-а-а-а...) заготовках). Заказчик привёз Позитив 20 от Контакт Хеми, каустик, хлорное железо, персульфат аммония и прочестей(рахмат ему полный с лукумом и ВСЕМ таких же по снабжению надобными расходниками!!!) и дал всего две недели. Первый же опыт в пшик - фоторезист смыло в проявителе(возможно горячий и с концентрацией рассола "на глазок"(чайная ложка "с ямкой" на 0,5 л из-под-кранной воды) траблы были...). Боюсь в две недели не уложусь, но боюсь более из-за проблем с шаблоном. Пробовал бумагу(80 г./м.кв.) и Транспарент 21 - зарезал ещё до экспонирования по причине просветов печатных и непросветов бумажных. Плёнка также не облагородила чела искренней радостью (варианты принтеров в инет-классах жуть, в полиграфцентре нашего универа почти так же... везде лазерники разной степени ушатанности, печатал из 12 Ворд-а, в него загонял ГИФ-ы из ФотоПопа CS2, чёрная заливка фона под матрицей шаблонов из Ворда испарилась куда то без зазрения (ни у кого не было подобного? может другой софт поставить?)...). Вычитал рекоммендсы по покрытию после печати жёлтой тушью(типа светофильтр УФ). Бумагу не пробовал, а на плёнке концентрированная тушь даже без разведения даёт неровности покрытия на принтерной краске и после высыхания слезает рваной шкуркой без внешних посяганий... Маркер с плотным покрывом и тонкой струёй линии, боюсь, не сыщу... Попробовал перманентный - толсто и неукрывисто, пилотовская ручка с жидкими чернилами вроде и плотнее, но также на плёнке собирается в лужицу и придётся крыть раза за два-три... Пошёл в полиграфцентр и попросил залить шаблон сперва жёлтым, а потом чёрным. Ответили про уведение рисунка и пр. траблы - не прёт, в общем... Но рекоменднули принести ПСД-шку сразу с выставленными в CMYK чёрным и жёлтым на 100% и нулевыми остальными каналами(кстати 100% красный и 100% зелёный в смешении дают 100% жёлтый в оптике(в чернилах не уверен, но должно). Это я для BCluster с его зеленовато-красноватой печатью. К нему же ( BCluster-у то есть) - МФУ-ха Canon PIXMA MP150 чуть младше Вашей. Как вариант смотрю и её. По практике на сегодня у Вас с печатью шаблонов что? Отказы по механике и пр. есть(не в тему топика, но интересно же и нужно для определённости!)? Заранее спасибо!!!). Печать то на их лазернике размером с Оку вроде бы и пропёрла(два слоя друг на друге под лупой различаются, правда на просвет всё же неукрывисто на максимальных у них 600 дипиай-ях...), но то ли передержал засветку, то ли недодержал её же (лампа бытовая для УФ облучения помещений и загара наружностей тела с механическим таймером и складным металлическим корпусом бело-оранжевого цвета в с надписями MEDIKOR, BUDAPEST и Q-139 (вот, в принципе, и все её опознавательные признаки... хоть бы ТТХ на люминьке присобачили, если на корпусе лениво штампить было...)) в районе 90 секунд, то ли перегрел проявитель или уж ещё что(буду экспериментить до выяснения и Кротом ея, Кротом как здесь советуют(только нужного пока не сыскал и придётся кафедре расстаться с канцелярским клеем, по видимому...)), а итог пока - плакаю, жалько меню... Я, собсна, вот обо б чём - кто нибудь пробовал так раскладывать шаблон по цветам? Есть ли устойчивые данные? Ацетончиком её и 646 бестолку - тонер или смывает, или не плотнит оптицки... Плёнка полиэстер(покупалась лет семь назад для иных нуждей и опозновалова на ней кроме как APLI ай донт фикус его знает...)... По всему судя она для лазерников - на струйнике чернила текут. Завтра куплю в Кей-е Ломонд(ить продають жа от листа кады хочут!), буду пробовать. Но в каталоге их указана только прозрачная со спецслоем для струйника одного вида. Мож и не та... Печатать буду у Коллеги на Canon PIXMA iP 350 кажись. Кто что порекомендует?
Вопрос намбер ту. Придётся разводить кого нибудь из Заказчиков на принтер личного свойства. ЮХа откровенно ратует за струйный фотопринтер. Из Кей-евского списка выбрал два - Canon PIXMA iP4500 ( до 9600 x 2400 dpi) и Epson Stylus Photo R270 ( до 5760 x 1440 dpi ). Кто то знает какой лучше? Что порекомендуете? Это указанное разрешение реал или оно для полноцвета только и его надобно делить на количество чернильниц(или, не дай Бог, соотносить А4/дюйм)? Кстати оба с печатью на CD-DVD. Родилась шальнуха - засадить вместо диска заготовку(текстолит для Вас, медную калибровку для меня). Чернила там стойкие к кислотам ? Лоток только под диск или можно переделать? Или уж разводить Заказчика, так по полной и брать более старшие модели? Тогда какие? Я тут лох наиполнейший... Нашёл в каталоге ещё фотопринтер Canon SELPHY CP 600 с сублимационной технологии печати на размере 10х15 см без полей(разрешение не указано). Где то в начале ветки что то было на сей повод. Этот принтер будет лучше для печати фотошаблонов или нет? Дома сетки нет и пошляться по производителям смогу тока после от-анти-спам-ливания всех почтей на работе, но Ваше личное мнение пользователей мне важнее - правдивей оно! Оффтопиком попахивает, но ето жа часть технологии! Да и не мне одному может понадобицца!!!
Третье. Пришла смутная идея многоразового шаблона непечатного вида, то есть на плоттере резать чёрную самоклейку(как у рекламщиков) по эскизу и клеить её через монтажку на прозрачную плёнку. Никто не пробовал? При нагреве нет отслоя? Чёрная пленка вроде как плотна весьма и УФ пропускать не должна(но сам не уверен 100%)?
Четвертовопросное обращение. Я в ФотоШопе места будущего травления вырезал из белого на чёрном фоне до прозрачного(то есть белый выкидывал напрочь). При печати вылезла "пила" на окружностях, хотя на исходнике неровность линии(плывёт попиксельно чёрный) видна при увеличении от 800%. Без вырезания белого цвета они с чёрным всё равно сливаются не чёткой линией, а перемешиваются несколько (видно тоже при увеличении. на 1600% жуть и оторопь... исходник Заказчик дал Корел-овский в .cdr .В Корел-е все линии чёткие, но при печати масштабирует сильно... Что нужно делать? Корел не знаю вовсе и ставил только для отпирания эскизов...). Но вот "пила" чёрная и "пила" жёлтая после печати не совпадают (видно без лупы). Это только у лазерников так? Или эскиз не так (и не тем(включая руки)) делаю? Я в ФотоПопе не шибко - и с компом то всего год с малым юзаюсь тока(раньше всё ручонками исключитно). Кто нибудь знает как лучше сделать шаблон и в чём? Пикад режу сразу - мне нужны не платы, а, по большей части, портреты и пейзажи, а ПиКАД-ом это, кажись, не предусмотрено...
Извините за длинную темку и за много вопросов ко всем - в сети я урывками и недолго(локалку мне всё ещё не дотянули уже год как, а Вай-Фай-я в наш корпус ждём полтора года... дом к инетоприёму неприспособлен ни одним провайдером и все умильно так соболезнуют, а по GPRS дешевле Майбах каждый день покупать...).
Заранее крайне признателен за советы и весьма благодарен за соучастие!!!
Искренне Ваш - Митяй.
P.S. Читать в сетке весь форум роскошь для меня - живу тока в Вай-Фай-е и батарейка через час кирдыкается от старости до подзаряда. Скачал всю ветку и чтил ея все выходные дома . Понял, что был ить прав, поганец, шо так соорудил - много нового и ПОЛЕЗНОГО!!! Буду попробовать и ещё рекомендованные здесь форумы так же спереть на дом . Совок-с, Господа - всё в дом, всё в дом...
P.P.S. Раньше для сувенирки травил медь в фольге 0,5-1 мм толщиной до 0,4-0,9 мм в глубину, но рисунок сперва наносил маркером из радиомагазина(но толсты, собаки, линии), а потом уж сам резерваж придумал и пилотовскую ручку заправлял. Но тоньше 0,4-0,5 мм не получить всё одно, а мне нужно 0,01-0,03 на бликах и 0,05-0,1 на тенях... Фотолитография, пожалуй, единственный вариант, поскольку минимально промежуток между линиями и сама линия ограничены только длинной волны УФ(теоретически) и возможностями принтера(правда пришла идея нарезать 3D принтером(бытовая ЧПУ-ха) или хорошим плоттером(никто не присоветует марку?) на оргстекловой пластине эскиз и тонировать его чем то). Травил медяхи раньше током в рассоле, оставшемся после гальванопластики, попу гравюрёхи заклеивая обычным скотчем из Союзпечати(рулит на все 100 ежели ногтём краешки прикатать посильней!!!), но после благополучного обэмфиземливания буду или FeCl или ещё чем мудрить и вытяжной шкапец специальный проектировать. Кому интересно - имидж http://artmini.narod.ru/a3.jpg (сорри за качество - снимать полированную медь ето как перед актом приёма фенолфталеина седалищную форсунку эпоксидкой заглушить, да в тазике с гидрофобным бетоном пару дней высидеть до полного прилипания...).

 

DDE-f
Если вас поджимают сроки а я как вижу они вас поджимают и причем оснавательно, то имеет ли смысл на данном этапе заморачиваться с самостоятельным изготовлением фотошаблона в домашних условиях не проще ли сделать требуемый рисунок в любом векторном редакторе и потом прогуляться в рекламную контору которая занимается фотовыводом и у них вывести все это дело на пленку, (только имейте ввиду что шаблон надо готовить с таким расчетом что той стороной где раньше был фотослой он должен прилегать к заготовке), получите 100% непрозрачность на темных участках. Это позволит вам болле точно подойти к процесу нанесения рисунка на материал его экспонирования и проявления. Насчет подбора времени экспонирования могу посоветовать только одно нанесли на материал фоторезист, сделали шкалу с циферками 1,2,3,4,5,7,8,10 и тд это время в минутах потом включили УФ лампу и через эти промежутки чем то непрозрачным закрывать эти циферки (в идеале 5 рублей) т.е через 1 минуту закрыли цифру 1 через 2 цифру 2 и т.д потом после проявки по наилучшему результату и будете точно знать время которое необходимо для вашей лампы и того расстояния которое вы выбрали.

 

DDE-f
1.
в нашем отсталом граде вывод формата А4+ на пленку стоит 2$ и это - еще и грабеж.
но если вы просчитаете во сколько ВАм уже вылились ваши "эксперименты" с фотошаблонами
это будет за щастя.

Не мучайтесь !!! тем более в дальнейшем нужно к этому самих заказчиков приучать

2. для правильного травления нужна ванна с подвижным столом и нижним струйным проявлением.
иначе трудно будет получиь необх. угол наклона элемента .

 

To Sailanser
Уважаемый Sailanser! Позвольте Вас поблагодарить за Ваши советы!!!
Если можно - пару уточнений хотелось бы от Вас.
1) Как векторный редактор Корел подойдёт? Фотошоп точно не подойдёт? Просто в Шопе я уже что-то умею, а Корел вчера начал учить, но там всё совершенно иное, чем в других графпакетах... Ну да Босх с ним, нужен Корел, освоим и его Тем более, что у меня последний, 13-й, верно он лучше.
2) Если я понесу в типографию или рекламный центр в формате .cdr (родном Корел-овском) это нормально? Если честно - то я не знаю, что такое фотовывод... Как и что мне там говорить? Ну вот бейте меня рельсой по тупой голове, но не сталкивался ни разу...
Благодарю Вас за вниманиеко мне!
С искренним уважением к Вам - DDE-f

 

To Cheeeper
Уважаемый Cheeeper! Позвольте Вас поблагодарить за Ваши советы!!!
Если честно, то я с самого начала был готов к тому, что шаблоны нужно делать в полиграфцентре. Но ничего более лучшего, чем то, что мне уже напечатали(лазерником с 600 точками на дюйм), там не предложили... Может нужно куда то в типографию сходить? Я просто раньше никогда с этими процессами не сталкивался. Вот и не знаю, где бы сыскать печку для начала отпляса(а бубен для танцев я уж потом, позже сварганю, когда времечко не будет жать). Два бакса ей Богу не жалко - Заказчик уломал таки взять авансом хотя бы 500 рублёв(я то, глупый, рад был и тому, что мне дают материалы на эксперименты - ещё пять лет назад хотел попробовать.). Но вот куда енти недозрелые рубли нести???,,,,,
Если можно - пару уточнений хотелось бы от Вас.
1) Ванна с подвижным столом - движка с эксцентриком хватит? Я понял, что надобно раствор перемешивать. Да? У меня заготовки - пятаки меди неравномерные по толщине(разница по краям от 2 до 5 мм - вешалка полнейшая для правки плоскости...). Я прикинул ночью, что изъяв у детишек присоску от пистолета( лучше уж детям после рассчёта другой купю) могу вывешивать посредством наклонного штатива заготовку в ванну только лицом(оно с покатыми краями), а процесс контролировать через слой отзеркаленной нержавейкой в пластине на дне ванны или по времени.
2) Что такое нижнее струйное проявление - подача рассола на заготовку струёй снизу? Помпы нет - готовлю бубен...
Благодарю Вас за вниманиеко мне!
С искренним уважением к Вам - DDE-f

 

DDE-f: Если можно - пару уточнений хотелось бы от Вас
1. готовте ВАши файлы в чем вам удобно, но в дизайнцентр нести нужно в формате PDF,
только Black, (причем с разрешением 2400 dpi или 2540dpi).
фотоэмульсия - к фоторезисту. Это ЗАКОН.

2. ДИЗАЙНЦЕНТР - это контора где готовят файлы и выводяят пленочки.

подойдите в ЛЮБУЮ типографию , и узнайте где они выводят пленки.

или
http://www.yandex.ru/ набрать в строке поиска
цветоделение фотовывод великий новгород

3. о проявлении - попозже...

 

Внимательно прочитав Ваши посты , и в частности
DDE-f: мне нужно 0,01-0,03 на бликах и 0,05-0,1 на тенях...

могу Вам сообщить, что подделка гос знаков карается Сам иЗнаете Кем(шютка),

а в серьезе:
для вывода 20 -30 мкм штриха нужно прямое экспонирование лазером,
равномерный слой фотополимера ,а
предел любительской технологии, к коей и ВАши попытки, ИМНО - 0,1мм.

а вакумный прижим чего стоит....

DDE-f: инимально промежуток между линиями и сама линия ограничены только длинной волны УФ
и адгезивными возможностями фотослоя.
Грош цена фоторезисту, который отвалится от подложки.

Струйное проявление:
емкость с "решеткой" из трубочек с отв.
Насос, фонтанирование, материал с верху.
Контроллируемая температура.
движение материала в плоскости для выравнивания скорости вытравливания и т.д.

 

Извините, если кому-то наступил на старую мозоль.
Короче: современные струйные фотопринтеры ( к примеру R200 и R270) при печати на трансперенсифильмах (напр. Ломонд) не обеспечивают полноценную заливку даже при максимальном качестве печати. Напр. RPM и отключённой "высокой скорости". Старые принтеры (Эпсон Стайслус 600) с более "широкими" дюзами обеспечивали более равномерную заливку сабжа - полимерную плёнку.
Заключение сделано после рассматривания фотошаблонов, напечатанных на Эпсон Стайслус 600, Эпсон Стайлус 870, Эпсон Стайлус R220 и Эпсон Стайслус R270.
Выход из ситуации очевиден. Но о нём завтра. После проб.