Свежие обсуждения
Электроника в быту

про лампы дневного света

1 30 416

http://www.gelighting.com/na/business_lighting/education_resources/learn_about_l...

-первое что сразу попало за пару минут поиска, по памяти у филипса кроме этого есть фото одного и того-же помещения при разных лампах - так для общего развитя, потом конечно все-равно желательно в салон и на собственный глаз - мы же не спектром будем пользоваться..
Crazyd - я тогда протупил наверное когда схему составлял, вернее захотелось однотипности и у меня полумост пахал на четыре одинаковых дросселя; пришлось подгонять кондерами яркость каждой, но стоит тронуть одну - меняются все остальные пришлось поставить крест на такой схемотехнике...

 

VGA - спасибо, картинки подтверждают, что человек по ссылке спектрофотометром пользовался правильно

 

vga: вернее захотелось однотипности и у меня полумост пахал на четыре одинаковых дросселя; пришлось подгонять кондерами яркость каждой, но стоит тронуть одну - меняются все остальные пришлось поставить крест на такой схемотехнике...

Не понял, почему "стоит тронуть одну..." . У меня сейчас от компьютерного блока питания горят 10 ламп по 18 ватт. С широтно-импульсной регулировкой яркости не получилось, так я поставил переключатель на пять положений, включаю по группами по две штуки. Яркость соседних ламп не меняется абсолютно.
Пробовал то же самое на полумосте и ir2153 . Весил на них до 4 ламп. Яркость соседних не меняется абсолютно.
Когда экспериментировал с диммером, вот там действительно, при самой малой яркости начинаются проблемы с соседними лампами, если одна потухла, то соседняя горит ярче. Так это на малой яркости. А при номинальном токе я такого не заметил.
Думаю, что взаимозависимость яркости ламп сказывается при большом выходном сопротивлении инвертора. А если мощность с запасом, то и проблем быть не должно.

 

вполне возможно Вы правы, но и по литературе не рекомендуют такую схемотехнику, а рекомендуют именно 2 др и вкл послед лампы; возможен еще вариант что резонансы были близко у контуров и происходило т н затягиваниеюююна сегодня проще 4 балласта купить...

 

To Curious ◊
перечитал еще раз - внушает уважение проделанная работа; это люстра на 10 ламп или разбросано по площади?

 

Это скрытое освещение. За карнизами из гипсокартона.

 

Доброго дня всем, очень интересная тема с удовольствием читаю.
Для интерисующихся спектрами:
http://www.ixbt.com/digimage/inviz.shtml
www.aquariumlights.ru\fr_lamp.html

 

stump: Если кто знает что такое CRI - поясните пожалуйста .....

"CRI (Color Rendering Index) - индекс цветопередачи, характеризует, на сколько близки к "истинным" будут цвета объектов при рассматривании их в свете лампы."

"Истинный" цвет - это тестовый источник с индексом 100.
Минимальное значение равно 1.
"Идеальную цветопередачу могут иметь только источники света, спектр которых подобен спектру только тепловых ламп, практически аналогичных чёрному телу."

Диапазон индексов от 40 до 100 разбит на группы, которые используют производители в своих каталогах. Заметьте - от 40!.. Так что, цифра 30, указанная по Вашей ссылке говорит о дешевенькой лампе, возможно, с отработавшим свой срок, люминофором.
Так что, найти лампу с индексом 30, нужно уметь...

Группа - CRI
1А - 90...100
1В - 80...89
2А - 70...79
2В - 60...69
3 - 40...59
Так что, эти данные совсем не секретные.

Просто, не нужно гонятся за дешёвыми лампами с однополосным люминофором.

Лампы с трёхполосным люминофором 800-й серии имеет CRI 80...89 (1В).
Такие же лампы 900-й серии имеют CRI 90...100 (1А).
Правда, у разрядных ламп никогда не будет индекс равным 100.
Максимальное его значение достигает 95...98 единиц.

На сайтах производителей приводятся спекторограммы ламп и соответствующие им индексы CRI.

Я когда то скачал с сайта Osram несколько каталогов.
Прямую ссылку пока не нашёл, по этому выложил два каталога:
по компактным лампам ( http://www.dwd.nm.ru/Raznoe/TEMP/3.pdf ),
и по линейным ( http://www.dwd.nm.ru/Raznoe/TEMP/4.pdf ).
Файлы большие - по 1,5 метра.
Всё на русском языке. Можно познакомится с продукцией и узнать характеристики ламп.
В конце второго файла рассказано о индексах цветопередачи и приведены способы маркировки ламп, по которым можно узнать об этом индексе ещё при покупке.
Есть так же спектрограммы, соответствующие тому или иному индексу.

Есть, так же, сводная таблица, в которой приведены рекомендации по применению цветности лампы в зависимости от освещаемого помещения.
В частности, видно, что для квартир нужно брать лампы с цветовой температурой 2700 - 4000. Причём, первые ставить в жилых комнатах (спальня, зал), а вторые - в бытовые комнаты (кухня, ванная, туалет).

Теперь о вреде...
Пока так и не доказали их вредность, если не считать, что в лампы ложится капелька ртути.

На глаза влияет только неправильный выбор цветовой температуры.
В процессе эволюции человека у него выработалась реакция на цветовую температуру: днём - выше 5000, а утром и вечером - менее 3000-4000.
Почему? Потому что, когда не было электрического освещения, человек днём видел только дневной свет, а вечером - цвет костра (свет, получаемый нагреванием).
По этому, если поставить в торшер лампу на 6500, то вечером она будет "резать" глаза и отдохнуть с книжкой не получится.
А вот, днём включить эту лампу, с целью дополнительно осветить рабочее место - самое то.
У меня в торшере стоит лампа от BRILUX на 13Вт, цветностью 827. Под ней я могу читать всю ночь, пока не усну в кресле... Она же, освещает стоящий рядом компьютер.
Мягкий, приятный не слепящий свет... очень уютно... Можете считать это рекламой, мне всё равно.

Для обывателя, ЛДС - она и в африке ЛДС. Зачем покупать дорогую лампу, если у неё такая же цветность, как и у лежащей рядом, но в 5 раз дешевле?
А разница в том, что у дёшевой однополосный дешевый люминофор, а в дорогой - 3-х полосный. От этого зависит и индекс цветопередачи CRI.
Если у однополосных ламп он не превышает 50-70, то для 3-хполосных 80-89.
Это у ламп 800-й серии. По этому, лампы для дома берём только с цветностями 827, 830, 840. Первые две - для жилых комнат, последняя - для бытовых.
Более дорогие лампы 900-й серии отличаются тем, что абсолютно не искажают цвета, и их используют когда необходима такая особенность.
Например, осветить картину художника, или витрину с мясом...
Дома, конечно, то же можно поставить таие лампы - в зал и спальню 927, а на кухню - 940, но это будет круто и дорого.
Недостаток 900-й серии - качество освещения получено за счёт меньшего срока службы и меньшего КПД люминофора.

 

vga: ...при снижении напр сети существенно падает св поток...

Естественно, он падает, и примерные причины я указывал (целый комплекс причин ) Но, всё равно, если построить график зависимости мощности (подводимой к лампе) от напряжения питания, то заметно, что от 150В характеристика становится более пологой.
Я когда то приводил цифры (
http://energy.org.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=63&pos... ), из которых следует вывод, что стабилизация, всё таки, есть.
Можно построить по этим цифрам график в икселе и посмотреть.
Сначала я проверял много ламп, потом перестал, так как зависимость, практически, одинакова у всех.
В принципе, не удивительно - схема то, одна и таже...

vga: ...справочник по эл-ным приборам с 208
наименьший св поток лм для ламп (привожу только для лб)
20вт 1180 при 60в 0,35а
40вт 3000 при 108в 0,41а
я исходил из этих данных, но Вам я верю больше J
...

Я только уточню. Я привожу, в основном, амплитудные значения напряжений и токов (и всегда уточняю). Это следствие работы с осциллографом...
По этому, если для лампы типа Т8 на 18Вт амплитуда напряжения 98В (такое значение указывает программа BDA), то при синусоидальном напряжении это будет действующее значение 98/1,41=69В.
То же самое для 36Вт. Я привожу цифры 140В амплитуды, а действующее будет, соответственно, 99В. Справочники указывают цифру 103В.
Так что, думаю, погрешность в этом плане сильно зависит от конкретной лампы. У меня осциллограф показывает 90-100В асплитуды для 18Вт и 140-150В для 36Вт на частотах 30-100кГц.
То же самое и с током.

Дополнительно нужно учитывать, что при работе с ЭПРА (на высокой частоте) ту же мощность лампы (по световому потоку) можно получить при меньшей подводимой мощности к лампе (минимум на 20%), чем при работе с обычным дросселем. В результате, меняются значения как напряжений, так и токов.
Некоторые производители приводят цифры напряжений и токов для своих ламп в зависимости от работы с обычным ПРА и ЭПРА.

vga: ...нужно только выбрать напряжение вторичной обмотки чтоб во всем температурном, сетевом диапазоне происходил поджиг и удержание горения...

Можно, но напряжение на лампе будет зависеть от напряжения питания. С резонансным контуром проще реализовать задержку появления высокого напряжения на лампе, пока не прогреются катоды - варистором или термистором. Можно пересчитать контур так, что бы его стабилизирующее свойство проявлялось сильнее и поддерживало режим лампы в большем диапазоне питающих напряжений, то есть, не зависимо от напряжения питания.

vga: Мне гораздо важнее было поставить транзисторы без радиаторов и не смотря на кп948/953/955 этого не получилось...

Тут получается следующий "прикол"...
Мощность, подводимая к лампе - одна, потребляемая от сети - немного больше. Получается КПД, к примеру, 95%. Но транзисторы греются так, будто КПД, всего лишь, 80%...
Откуда же берётся мощность для нагрева транзисторов? Из дросселя. Если померять выходную мощность инвертора, то она окажется больше потребляемой от сети.
Из за того, что на выходе инвертора стоит резонансный контур, между ним и нвертором "гуляет" довольно большая реактивная мощность. Она то, и нагревает транзисторы.

 

DWD спасибо за такой подробный пост. я этим вообще не интересовался, поэтому профан и есть ....
Но все-таки, цветопередача дело-хорошее, но вот прямой связи с узкополосными всплесками на характеристике и вредностью такового для глаз ( конкретные колбочки перегружаются ) я не уловил, пока, и не осознал ....
есть тут какой-то подвох, не лежащий на поверхности ....