Свежие обсуждения
Звуковая техника

Стереомикрофон

1 2 3
На "Иваси.Ru" не был, на концерте Т.Шаова в Консерватории был; действительно, было три гитары. Но в самом первом сообщении вы написали написали "под гитару". Вот это место, пожалуйста, поподробнее: атмосфера костра в лесу - костер в левом канале, гитара в правом? Или: вот Валя вскрикнула слева, а у Коли булькнуло справа? Не обижайтесь! Очень интересно звучат на стерео голоса природы, я пытался записывать весной соловьев, но все равно шоссе слышно и электрички. По теме: микрофоны можно разместить в фокусе отражателя, причем основной лепесток диаграммы направленности должен быть направлен именно внутрь параболы, а сам отражатель будет экраном от эха. Идея для серьезных расчетов и экспериментов - микрофоны в трубах-улитках, наподобии "слуховых трубок".  
Мастак, я не обижаюсь. На самом деле в стерео гораздо естественнее звучит просто запись голоса в помещении или на открытом воздухе. Не говоря уж о "круговороте гитар"...
Вопрос с микрофонами в общем-то решен. Теперь нуже н качественный микрофонный усилитель. Собираюсь задушить жабу и купить под это дело две INA217 (SSM2017 дефицит и стоит в два раза дороже, хотя и лучше) и собрать МУ по схеме из Кузнецова (микшерский пульт): Р. №8. 2001. с. 12. Так вот, там в справочном листке на нее показаны диоды на +15 и -15 вольт на каждый из входов. Написано, что для защиты от статики. Не совсем я это понял, и чем это лучше стабилитронов? И еще, что лучше, стоящая одна INA217, обеспечивающая все 60 дБ усиления или она на 40 дБ и OP275G, дающая еще 20 дБ, как в пульте из статьи? И вообще, допустимо ли для высококачественной передачи сигнала ставить регулятор уровня прямо на выходной разъем или после него обязательно надо что-то поставить? А может, есть и другой путь сделать сравнимый по качеству МУ, но за меньшие деньги (LM381 на входе не предлагать: искажения слишком здоровы)?
 

Mastak: ... бардовское исполнение не нуждается в стерео...
...поподробнее: атмосфера костра в лесу - костер в левом канале, гитара в правом?

Я посмотрел, что тема старая, но все же...
Я был такого-же мнения, пока не купил пластинку Высоцкого. Тогда еще подумал, что просто хотят денег лишних срубить - еще бы: моно - 1.90, а стререо - 2.15. (Вот времена были - каждую копейку считали). Когда же дома включил ее ночью в наушники, я в ужасе сорвал их с головы, поскольку было ощущение, что музыка звучит в комнате и я разбужу родителей. Это и было для меня открытием стереоэффекта. К сожалению, реальных стерео записей до обидного мало. Если я слышу один инструмент только в левом канале, а другой только в правом - то это скорее просто двухканальная запись. Особенно это неприятно, когда инструмент якобы ревет, а другое ухо его не слышит (это касается наушников). Но это так, к слову и из другого стиля музыки.

А интересует меня упоминавшийся в начале темы регулятор стереобазы. Поиски в Интернете привели меня к таким ссылкам:

Блок расширения стереобазы с электронным управлением - http://radiofil.narod.ru/sxemi/11.htm

Регулятор глубины стереоэффекта,- http://radvam.hut1.ru/RLS/rs054.html

Регулятор ширины стереобазы - рокот-фильтр Кузнецов Ю., Морозов Н., Шитяков А. 1 27 1985 http://m33gus.narod.ru/G_RADIO/1985/1/str27.djvu, http://m33gus.narod.ru/G_RADIO/1985/1/str28_1.djvu

Регулятор ширины стереобазы Ли К. 10 58 1986 - ???

Как мне помнится из бумажной версии журнала последний регулятор был очень простой. И еще как-то видел схему, позволяющую приблизить картину в наушниках к картине от колонок.

Если у кого-то есть ссылки или сами схема, поделитесь пожалуйста.

С уважением Взводатор.

 

Вот (аттач), можно быстренько промакетировать. Сам я не делал.

Источник: Эффект присутствия в стереотелефонах. "Зарубежные РЛ конструкции", МРБ, выпуск 1048. S1 - "Глубина перекрестных связей"; вывод 2 на выходе подключен как-то странно; емкость 1,3 - не могу точно сказать, срисовал как в тексте.

У меня "с Высоцким" такая история. Сергей был (и есть) для меня гуру в музыке, девочек в "Мелодии" он доводил до белого каления, рассматривая царапины на винилле в лупу и требуя вынести ему все новые пластинки. А вот серию Высоцкого хватал с полки не глядя и сразу нес к кассе! Я спрашиваю:"Почему?", а он мне:"А какое может быть качество записей Высоцкого?" Это не пренебрежение, нас тогда интересовали записи, вдруг ставшие доступными! А концертных и студийных записей Высоцкого мало и темы - только разрешенные тогда.

 

Взводатор: Регулятор ширины стереобазы - рокот-фильтр Кузнецов Ю., Морозов Н., Шитяков А. 1 27 1985 http://m33gus.narod.ru/G_RADIO/1985/1/str27.djvu, http://m33gus.narod.ru/G_RADIO/1985/1/str28_1.djvu

Я собирал эту схему. Понравилась. Долго стояла в качестве "постпроцессора" на выходе микшера перед входом УКВ передатчика на радиостанции... Пока не заменили на настояший, цифровой постпроцессор.

Заработала с полпинка. Делал на сдвоенных ОУ 157УД2.

 

Я тоже его делал, но на 553УД1. А потом получил очередной номер журнала, подозреваю, что это именно Регулятор ширины стереобазы Ли К. 10 58 1986, в котором схема регулятора была еще проще. Вот и пытаюсь ее найти. Сейчас хочу встроить его в копьютерные колонки, где он будет очень кстати, и в двухголовый гитарный комбик совместно с ревербератором.
Кроме того, его же можно применить для микрофонов, как советовали, для записи семплов и композиций.

С уважением Взводатор.

 

Splav56: Скорее угол между направлением капсюлей не 180град., а 90 град. и менее, иначе он не увидит прямой акустический сигнал, а только отраженный от окружающих стен и предметов, к тому же со сдвинутой по-разному фазой, что плохо. Лучше всего вообще разнести капсюли, каждый в своём оформлении, на максимально возможное друг от друга расстояние и направлять их точно на объект.

Думаю, что это не так. Микрофоны не стоит сильно разносить, а надо сэмулировать уши человечьи, и разнести на это расстояние. Когда-то давным давно у меня валялась подставка( крепление) под микрофоны для стереозаписи, заводская. Так вот там именно на ширину ушей было разнесено и микрофоны под 90 градусов. Кажется, это был Бердский радиозавод, а там разработчики были весьма грамотные.

 

Желательно еще между микрофонами поставить звуконепроницаемую перегородку. Ведь уши находятся на противоположных сторонах головы. Вобщем, надо сэмулировать диаграмму направлености чувствительности ушей

 

Помнится, в одном из номеров "Юного техника" была статья про изготовление "искусственной головы". Эдакий склеенный бутерброд из медианных "нарезок" черепа, то ли из пенопласта, то ли из поролона. Кстати, листы потолочной плитки идеально сгодились бы для той конструкции.

 

Еще мне кажется, что метод записи должен зависеть от того, как собираются слушать запись -- через АС или телефоны. В первом случае логично микрофоны располагать в местах воображаемого расположения колонок.